ОБРАЗ КНЯЖНЫ МАРЬИ
В РОМАНЕ Л. Н. ТОЛСТОГО
«ВОЙНА И МИР»
В романе «Война и мир» Толстой рисует
мастерски и убедительно несколько типов
женских характеров и судеб. Порывистая
и романтичная Наташа становится в эпилоге
романа «плодовитой самкой», средоточием ма-
теринских жизненных энергий. Красивая, раз-
вращенная и экзотически глупая княгиня Элен
Курагина, воплотившая в себе все достоинства
и недостатки столичного общества, княгиня
Друбецкая — мать-наседка, юная «маленькая
княгиня» Лиза Волконская — нежный и скорб-
ный ангел повествования, и, наконец, княжна
Марья, сестра князя Андрея.
Княжна безвыездно проживает в имении
Лысые Горы со своим отцом, сиятельным ека-
терининским вельможей, сосланным при Пав-
ле и с тех пор никуда не выезжающим. Ее ба-
тюшка, Николай Андреевич, — человек не
из приятных: часто брюзглив и груб, ругает
княжну дурой, тетрадки швыряет и в довер-
шение всего педант.
А вот портрет княжны: «Зеркало отрази-
ло некрасивое слабое тело и худое лицо».
И далее Толстой словно поражен увиденным:
«Глаза княжны, большие, глубокие и лучис-
тые (как будто лучи теплого света иногда
снопиками выходили из них), были так хоро-
ши, что очень часто, несмотря на некраси-
вость всего лица, глаза эти делались привле-
кательнее красоты».
Вместе с князем Андреем княжна Марья
показана нам в романе как совершенный, аб-
солютно цельный психологически, физически
и нравственно человеческий тип.
Одновременно, как и любая женщина, по
мысли Толстого, она живет в постоянном, бес-
сознательном ожидании любви и семейного
счастья. То, что глаза — зеркало души, общее
место. Но душа княжны действительно пре-
красна, добра и нежна. И это ее светом лучат-
ся глаза Марьи.
Княжна Марья умна, романтична и рели-
гиозна. Она покорно переносит эксцентриче-
ское поведение отца, его издевки и насмеш-
ки, не переставая бесконечно глубоко и сильно
любить его. Она любит «маленькую княги-
ню», любит своего племянника Николая,
любит предавшую ее компаньонку-францу-
женку, любит брата своего Андрея, любит,
не умея выказать это, Наташу, любит по-
рочного Анатоля Курагина. Ее любовь та-
кова, что все находящиеся рядом подчиня-
ются ее ритмам и движениям и растворяют-
ся в ней.
Толстой наделяет княжну Марью уди-
вительной судьбой. Он реализует для нее
любые, самые смелые романтические грезы
провинциальной барышни. Она переживает
измену и смерть близких, ее спасает из рук
врагов бравый гусар Николинька Ростов, ее
будущий муж (как тут не вспомнить Козь-
му Пруткова: «Если хочешь быть краси-
вым — поступи в гусары»). Долгое томле-
ние взаимной влюбленности и ухаживаний,
и в конце — свадьба и счастливая семейная
жизнь.
Иногда складывается впечатление, что
автор изящно и умно пародирует бесчислен-
ные французские романы, которые были не-
отъемлемой частью «женского мира» и ока-
зывали значительное влияние на формирова-
ние духовного мира русской барышни начала
XIX века. Конечно, это не прямая пародия.
Толстой слишком велик для этого. Особым
литературным приемом он всякий раз выво-
дит княжну Марью за пределы сюжета. Вся-
кий раз здраво и логично она осмысливает
любое «романтическое» или близкое к этому
сочетание событий. (Вспомним ее реакцию на
адюльтер Анатоля Курагина и француженки
Бурьен.)
Ее ум позволяет ей стоять обеими нога-
ми на земле. Ее развитая романами мечта-
тельность позволяет ей мыслить некую па-
раллельную, вторую «романтическую» ре-
альность.
Ее религиозность проистекает из ее нрав-
ственного чувства, а оно добросердечно и от-
крыто миру.
Несомненно, в этом контексте привлекает
внимание ее литературная предшественни-
ца. Это, конечно же, Лизанька из «Пиковой
дамы» Пушкина. В некоторых случаях рису-
нок их судеб совпадает до мелочей. «Лизаве-
та Ивановна была домашней мученицей, —
нишет Пушкин, — она разливала чай и полу-
чала выговоры за лишний кусок сахара; она
593
вслух читала романы и виновата была во
всех ошибках автора». Как тут не вспомнить
жизнь княжны Марьи с ее отцом в Лысых
Горах и в Москве!
В образе княжны Марьи гораздо меньше
литературной типичности и гораздо больше
живой трепетной души и человеческой при-
влекательности, чем у других женских персо-
нажей романа. В ее судьбе вместе с автором
живое участие принимаем и мы, читатели. Во
всяком случае, истинное удовольствие достав-
ляет описание ее уютного семейного счастья
с ограниченным, но глубоко любимым мужем
среди детей, родных и близких.