ОБРАЗ ПЬЕРА БЕЗУХОВА
В РОМАНЕ Л. Н. ТОЛСТОГО
«ВОЙНА И МИР»
Молодого Пьера Безухова Л, Н. Толстой
показывает нам впервые в салоне Анны Пав-
ловны Шерер в качестве явного нарушителя
как общественного спокойствия, так и плав-
ного течения вечера вообще. Его от всех в
гостиной отличает умный, наблюдательный
взгляд. Именно он, а не огромный рост или
коричневый фрак внушает Анне Павловне
беспокойство. Пьера приветствуют поклоном,
относящимся к людям самой низшей иерар-
хии. Он незаконный сын екатерининского
вельможи, графа Безухова, и позже его за-
конный наследник. Он через короткое время
становится обладателем тысяч душ и милли-
онов. И теперь он желанный гость всех сало-
нов и домов обеих столиц.
Граф Лев Толстой, вне всяких сомнений,
очень любит графа Пьера Безухова. Он дела-
ет его самым завидным женихом России и
выдает за него замуж глупое и развращенное
существо, блистательную петербургскую
красавицу Элен Курагину.
И делает это Толстой быстро, словно то-
ропится, словно ему необходимо создать сво-
ему любимцу такие условия, внутри которых
жизнь становится невозможна. Судя по кос-
венным авторским намекам, Пьеру в момент
появления в Петербурге около 21 года. Он
рассеян, толст и неуклюж. В начале романа
еще кутила и безобразник. Его жизнь хао-
тична и неразумна. Однако она имеет глав-
ное и, следовательно, существенное содержа-
ние. Таковой является очень напряженная
внутренняя духовная деятельность.
Пьер как бы символизирует постоянное
становление и совершенствование. Везде и
всюду он другой. Поиски приводят Пьера
в масонскую ложу. На какое-то время он об-
ретает иллюзию душевного успокоения. Од-
нако здесь, как и раньше, как на ниве хозяй-
ственной или иной деятельности, его пости-
гает разочарование.
Пьер Безухов бесконечно добр. Его доб-
рота — нравственная константа его души. Он
любит Наташу Ростову. После скандала, свя-
занного с неудачным похищением ее Кураги-
ным, и размолвки с князем Андреем он един-
ственный, кто по-настоящему способен по-
нять ее. Он добр и уже поэтому заслуживает
быть счастливым.
Он мечтает о славе. Он молод, и поэтому
слава ему необходима. Он стреляется на ду-
эли и тяжело ранит обидчика. Он еще спо-
собен к разрушительным и непредсказуе-
мым поступкам- Он хочет убить Наполеона.
Но кажется, среди своих сомнений, мета-
ний, неудач, богатства и бестолковой суеты
он обрел главное. Душу. Свою бессмертную
душу. Ее нельзя запереть или убить. Пла-
тон Каратаев, Соколик, ласковый и ненавяз-
чивый учитель праведной и покойной жиз-
ни. У него Пьер Безухов воспринял способ-
ность подчиняться естественному течению
событий, способность молиться и быть ус-
лышанным.
Граф Безухов так и остался толстым, не-
уклюжим и рассеянным человеком. Однако
его внутренняя жизнь стала иной. Она при-
обрела некую двойственность, внерелигиоз-
ную значимость. И это неожиданным обра-
зом меняет жизнь.
В столице странным образом то ли от мод-
ного недуга, то ли от модного лечения, как
в мыльной опере, за кулисами умирает графи-
ня Элен Безухова.
Пьер счастливо женится на Наташе. Спу-
стя еще семь лет Пьер — видный обществен-
ный деятель, отец семейства. И он, и Наташа
искренне и очень сильно любят друг друга.
Но про что они думают, оставшись вдвоем?
594
«Ты знаешь, о чем я думаю? — сказала
она. — О Платоне Каратаеве. Как он? Одоб-
рил бы тебя теперь?»
И мы понимаем, что период становления
и исканий закончился. Наступило время ис-
тинной духовной зрелости.
Что произойдет с Пьером дальше, мы не
узнаем никогда. Для этого и был написан в ро-
мане столь счастливый эпилог. Однако нрав-
ственный аспект позволяет судить об эволю-
ции образа Пьера в последующем творчестве
Толстого: от Безухова к Левину в «Анне Каре-
ниной» и далее к Дмитрию Нехлюдову из
«Воскресения».