ДУХОВНЫЕ ИСКАНИЯ
ПЬЕРА БЕЗУХОВА
(по роману Л. Н. Толстого «Война и мир»)
Толстой думал над написанием произве-
дения о декабристах. Поэтому эта тема нахо-
дит отражение и в «Войне и мире». Толстой
хотел проследить каким образом, при каких
жизненных обстоятельствах пробудились
в человеке из аристократической среды в
эпоху войн 1805—1812 годов та совесть и то
высокое понимание чести и долга, которые
провели его к отрицанию той среды, где он
родился, а потом и полному разрыву с ней.
Задачу раскрытия облика такого человека
Толстой решает образами Андрея Болкон-
ского и Пьера Безухова. Но только Пьеру ав-
тор позволяет остаться в живых после вой-
ны. Болконский в романе погибает.
Впервые мы встречаемся с Пьером в бли-
стательном салоне Анны Павловны Шерер,
где собирались сливки высшего общества.
Пьер только что вернулся из Парижа, Автор
описывает его как толстого, неуклюжего, ог-
ромного человека с красными руками, но с
умным и наблюдательным взглядом. Почув-
ствовав этот взгляд, Анна Павловна испыты-
вает беспокойство и страх. Несмотря на то
что Пьер приглашен в салон, относятся там к
нему свысока. Здороваются с ним только на-
клоном головы, как бы показывая тем самым,
что он среди остальных находится на самой
низкой ступени. Это неудивительно, Пьер —
незаконнорожденный сын старого графа
Безухова. В обществе, где ценили золото и
титул, Пьера не могли поставить вровень с
собой. Забегая наперед, скажу, что Пьер
606
в будущим станет законным наследником
старого графа и обладателем тысяч душ и
миллионов. После этого отношение к нему
сразу изменится. Он станет желанным гос-
тем всех салонов и домов. А пока вернемся
в салон Анны Шерер. Пьер здесь отличается
не только своим внешним видом. Он наруша-
ет заведенный порядок. В соответствии с
правилами гости должны подойти к старой
тетушке и поцеловать ее руку, не потому,
что ее все уважают, а потому, что так приня-
то. Даже разговоры здесь ведутся только на
определенные темы. Пьер же нарушает сла-
женный ритм «разговорной машины», разра-
зившись сумбурной речью в ответ на привет-
ственные слова чопорной тетушки. Он пыта-
ется отстоять идею Французской революции,
восхищается Наполеоном, что свойственно
было в ту пору молодым людям. Пьер хоро-
шо знаком с Андреем Болконским. Они ста-
рые приятели, которым нравится общение
друг с другом. Но Пьер в этот период еще
только начинает искать себя. Пока еще боль-
шую часть своего времени он проводит в
компании Анатоля Курагина, ведя самую что
ни на есть разгульную жизнь в кругу пе-
чально прославленной в этом отношении сто-
личной аристократической молодежи. Борь-
ба духовного с чувственным — одна из со-
ставляющих процесса внутреннего развития
Пьера. Эту борьбу Толстой показывает как
развитие противоречий между порочными
нравами, царившими в высшем дворянском
обществе, и нравственными силами героя. Но
пока у Пьера нет противоречий во взглядах
на жизнь с этим обществом. Кутежи, пьян-
ки и сумасбродные развлечения считались
почти нормой жизни. Кроме того Пьер ха-
рактером пошел в отца, бывшего фаворита
Екатерины, «вельможу в случае», который
нажил свое богатство и титул, прославив-
шись не столько ратными, сколько амурны-
ми подвигами.
Чувственное начало берет верх, и Пьер
женится на блистательной петербургской
красавице Элен Курагиной. Ее красота — это
красота статуи, внутри она холодна и пуста.
Пьер понимает это, но теряет голову. Боль-
шую роль в заключении брака сыграла сама
Элен. Пьеру ничего не оставалось, как играть
заранее для него написанную роль. Сам того
не желая, Пьер произносит роковые слова:
«Я вас люблю». И дело кончено. Пьер очень
скоро осознает, что за внешней красотой
в его жене скрывается пустота и пресыщен-
ность. Пьер мечется, дуэль с Долоховым
только усиливает его терзания внутренними
противоречиями. Нравственное потрясение,
испытанное Пьером при столкновении с До-
лоховым, пробуждает в нем угрызения сове-
сти и еще больше обостряет внутреннюю
борьбу. Задумавшись над смыслом жизни,
Пьер приходит к масонству. Поначалу его
увлекает атмосфера таинственности, окру-
жающая масонов, но прежде всего он ищет
ответы на вопросы: «Что дурно? Что хорошо?
Что надо любить, что ненавидеть? Для чего
жить, и что такое я...» На какое-то время
здесь он обретает иллюзию душевного успо-
коения и пытается осуществить свою идею
помощи ближнему в практической жизни.
Он искренне стремится облегчить положение
своих крестьян, вплоть до освобождения их
от крепостной зависимости. Здесь Пьер
впервые соприкасается с народной средой,
но соприкосновение это поверхностное. Все
его благие намерения остаются непонятыми
крестьянами. Более того, Пьера обманывает
его же управляющий, «играя им как игруш-
кой». Вот как описывает Толстой то, что по-
лучилось из нововведений Пьера: «...он не
знал, что вследствие того, что перестали по
его приказу посылать ребятниц — женщин
с грудными детьми на барщину, эти самые
ребятницы тем труднейшую работу несли на
своей половине. Он не знал, что священник,
встретивший его с крестом, отягощал мужи-
ков своими поборами и что собранные к нему
ученики со слезами были отдаваемы ему и за
большие деньги были откупаемы родителя-
ми. Он не знал, что каменные, по плану, зда-
ния воздвигались своими рабочими и увели-
чивали барщину крестьян, уменьшенную
только на бумаге... И потому Пьер был восхи-
щен своим путешествием по имениям и впол-
не возвратился к тому филантропическому
настроению, в котором он выехал из Петер-
бурга». Вскоре Пьер разочаровывается в ма-
сонстве, обнаружив, что большинство масонов
ищет в организации лишь выгодных зна-
комств, стремясь к личной выгоде. Неудовле-
творенность, поиски своего «я» подготовили
607
его духовное возрождение в дни войны 1812 го-
да. Пьер не военный, но он не может стоять
в стороне, когда родине угрожает опасность.
Он продает свое имение и на эти средства
формирует полк, который и берет на свое
обеспечение. Сам же остается в Москве.
Увидев истинное лицо Наполеона, поняв его
захватническую цель, он не смотрит уже на
него, как на «освободителя народов». Пьер
хочет убить Наполеона, видя в нем виновни-
ка всех народных бед. Оставшись в Москве,
Пьер страдает и бедствует вместе с простыми
москвичами. Здесь раскрывается подлинный
характер Пьера, его доброта, способность к
самопожертвованию, патриотизм. Он защи-
щает женщину, заступается за помешанного,
спасает из горящего дома ребенка.
Пройдя через огонь, кровь, слезы, при-
коснувшись к людскому горю, увидев войну
такой, какая она есть на самом деле, Пьер
начинает осознавать всю ложность своих
прежних умозаключений. Ему открывается
другая правда, он приходит к идеалу народ-
ной жизни: «В плену, в балагане, Пьер узнал
не умом, а всем существом своим, жизнью,
что человек сотворен для счастья, что счас-
тье в нем самом, в удовлетворении естест-
венных человеческих потребностей, что все
несчастье происходит не от недостатка, а от
излишка». Богатый граф, который вместе со
всеми ел лошадиное мясо, мучился от- вшей,
стаптывал в кровь ноги, он научился ценить
и понимать жизнь. В плену Пьер знакомит-
ся с солдатом Апшеронского полка Платоном
Каратаевым, который становится для него
настоящим учителем. У Каратаева Пьер вос-
принял способность подчиняться естествен-
ному ходу событий и почерпнул те народные
истины, которым потом следовал. Толстой
описывает, как после возвращения из плена
Пьер встречается с солдатами, которые рас-
положились на привал. Он пьет с ними чай,
а после думает, что прежде он заплатил бы
солдатам за угощение, теперь же этого не
сделает. Вот, оказывается, что нужно для то-
го, чтобы быть понятым народом. Для этого
необходимо бороться вместе с ним за общие
интересы.
Граф Безухов так и остался толстым, не-
уклюжим и рассеянным человеком. Однако
его внутренняя жизнь стала иной.
В столице умирает его жена, и он женит-
ся на Наташе. Спустя еще семь лет Пьер —
видный общественный деятель, отец семей-
ства. Они с Наташей любят друг друга и сча-
стливы вместе. Однажды, когда они остались
вдвоем, Наташа сказала: «Ты знаешь, о чем
я думаю? — о Платоне Каратаеве. Как он?
Одобрил бы тебя теперь?» Период становле-
ний и исканий Пьера закончился. Наступило
время истинной духовной зрелости.