ИДЕЙНО-КОМПОЗИЦИОННОЕ
ЗНАЧЕНИЕ ДИАЛОГОВ
КНЯЗЯ АНДРЕЯ И ПЬЕРА
(по роману Л. Н. Толстого «Война и мир»)
Роман Л. Н. Толстого «Война и мир» несет
большой философский смысл, который рас-
крывается различными способами. Филосо-
фия произведения «полифонична». Автор не
ограничивается отступлениями. Он вклады-
вает свои идеи в уста главных героев, но пы-
тается передать не только свое отношение
к действительности, но и другие возможные
взгляды. Герои Толстого отстаивают различ-
ные позиции, которые изображены довольно
беспристрастно. Основной философский кон-
фликт возникает между двумя главными ге-
роями — князем Андреем и Пьером. Выра-
зить этот конфликт невозможно, используя
лишь их внутреннюю речь. Необходимо дей-
ствительное столкновение, и в книгу вводит-
ся диалог — разговор нескольких лиц. Но
в романе Толстого, как и в романе Ф. М. До-
стоевского «Преступление и наказание», ди-
алог — это не просто акт речевого общения,
это попытка слить разные взгляды или по-
нять, какая точка зрения более правильная.
С самого начала проводится параллель князь
Андрей — Пьер. У них разные взгляды на
жизнь, разная судьба, но они очень близки
друг другу. Возникает ассоциация, основыва-
ющаяся на именах апостолов братьев Петра
и Андрея. Петр принес христианство в Евро-
пу, а Андрей — на Русь (также предрекал
основание Киева и т. д.).
Столкновение «западного» Петра (Пьера
для большей убедительности) и «восточного»
Андрея и раскрывает автор. Толстой через об-
разы своих героев предлагает различные пути,
ведущие к одной цели, — счастью, причем
и счастье они понимают по-разному. Диалоги
князя Андрея и Пьера соединяют несоедини-
мые, казалось бы, полюса: Восток — Запад;
дом — политика, общество; созерцание — ак-
тивность; эти понятия взаимопроникают друг
в друга, взаимодействуют, рождая идеал. Ди-
алоги князя Андрея и Пьера проходят через
все произведение, но вне их герои почти не
взаимодействуют. Диалоги, с одной стороны,
создают, возможно, наиболее важную ось про-
614
изведения, а с другой — подводят итог прожи-
того отрезка жизни и начинают новый, полнее
выражают мировоззрение героев.
Впервые мы встречаем князя Андрея и
Пьера в салоне Анны Павловны Шерер. Они
перебрасываются несколькими фразами,
но понятно, что существуют более близкие,
дружеские отношения — по мягкой улыбке
князя, по разговору в целом. Настоящий диа-
лог начинается позднее, когда, покинув салон,
друзья могут освободиться от необходимых
условностей, раскрыть свою душу. Но диалог
не строится. Идет разговор о бытовых пробле-
мах, делах, карьере Пьера и женитьбе. Но го-
ворить о войне начинают уже здесь. Пока что
это романтические, наполеоновские мечтания
князя Андрея, с радостью расстающегося с
женой. Мы видим князя Андрея до начала ис-
каний и Пьера, понявшего, что надо что-то де-
лать, но что — не понимающего.
Князь Андрей уезжает на войну, но никто
не думает о том, что на войне убивают, — ма-
ленькая княгиня переживает только потому,
что ей придется пожить в деревне; Пьер, го-
воря о вечном мире, пытается решить любо-
пытную задачу. Первый диалог не отделяет
князя Андрея и Пьера от всего мира, но раз-
деляет их между собой. Для Андрея — это
последний диалог в светской части жизни.
Между первым и вторым диалогом прохо-
дит не так много времени, но разговор в Бо-
гучарове открывает нам совершенно новых
героев. Андрей видел вечное небо Аустерли-
ца, видел бессмысленность, жестокость убий-
ства, он опустошен, все его идеи, мечты рух-
нули разом, У Пьера, напротив, духовный
подъем. Он увлекается масонством, ему ка-
жется, что он постиг истину, и не понимает,
как можно в этом прекрасном, полном скры-
того смысла мире быть несчастным.
Между столь разными, столь разошедши-
мися во взглядах людьми не может завязать-
ся откровенный разговор. Сперва диалог но-
сит светский оттенок, но именно в это время
Пьер пытается понять омертвевшую душу
князя Андрея. Начинается разговор об убий-
стве, о том, можно ли убивать вообще. Князь
Андрей допускает разделение на «хороших»
и «плохих», на тех, кого можно убивать и ко-
го нельзя. Пьер испуган этими страшными
словами, предвестниками теории Раскольни-
кова о «крови по совести». Князь Андрей оп-
ровергает слова «поступай по отношению к
другим так, как хочешь, чтобы поступали по
отношению к тебе». Он говорит, что мы не
можем знать, что есть зло для других, то
есть жить надо, стремясь к счастью, которое
в понимании князя состоит в отсутствии уг-
рызений совести и болезней.
Диалог о зле и счастье — один из самых
важных морально-этических моментов про-
изведения. В разговоре с Пьером князь Анд-
рей категорично утверждает, что никогда
больше не будет служить в русской армии.
Таким образом, разговор в Богучарбве игра-
ет значительную композиционную роль и
служит для дальнейшего развития сюжета,
но наиболее важен внутренний, философ-
ский смысл этого диалога. Человек, высказы-
ваясь, лучше может понять себя, свои мысли,
и здесь князю Андрею необходимо выгово-
риться, он должен излить тяжелые свои
мысли, чтобы разобраться в себе, а для Пье-
ра это проверка правильности его масонских
идей. Пьер распаляется. Он, наконец, реша-
ет рассказать о масонстве, предчувствуя, что
князь Андрей одним словом, одним аргумен-
том «уронит все его ученье...». По дороге в
Лысые горы начинается новый диалог, точ-
нее, монолог Пьера о масонстве, о будущей
жизни, о добре и зле.
Монолог Пьера значителен как часть его
философского кредо и как часть философии
самого Толстого, но Андрей почти его не слу-
шает. До философских откровений надо дохо-
дить самому, и никто словами не сможет
передать суть учения, откровения. Но слова
Пьера о Боге, об истине уже к концу моноло-
га проникают в сердце князя Андрея. Он
вслушивается в смысл слов Пьера, вникает,
но видит дальше, глубже масонской филосо-
фии. Слова Пьера открывают ему свой, новый
путь. Вновь князь Андрей смотрит на небо
и видит то высокое и вечное небо, которое бы-
ло над ним под Аустерлицем, и опять на него
снисходит откровение. Уже во второй раз
в жизни. Кажется, что он заново постигает
тайны мироздания. «Свидание с Пьером было
для князя Андрея эпохой, с которой началась
во внешности и та же самая, но во внутрен-
нем мире его новая жизнь», — подводит итог
разговора на переправе сам Толстой.
615
Следующая, малозначащая встреча героев
происходит на балу в Петербурге, первом для
Наташи, Там нет больших диалогов — только
короткие фразы. (Пьер просит князя Андрея
пригласить на танец Наташу.)
Последняя встреча князя Андрея с Пье-
ром происходит накануне Бородинского сра-
жения. Андрей боится остаться наедине с
Пьером — он предчувствует, что ему не суж-
дено жить. Чувствует это и Пьер. Вновь раз-
говор идет о войне. О философии войны и о
философии победы. Офицеры уверены, что
завтра они победят любой ценой. Пьер со
страхом смотрит на чужого, озлобленного кня-
зя Андрея, который предлагает не брать
пленных. Но в сражении именно князь Анд-
рей не делает ни одного выстрела и олицетво-
ряет святое войско, а Пьер помогает военным
на батарее Раевского. Вновь мы видим проти-
воречие между князем Андреем и Пьером.
Князь Андрей призывает к непротивлению
злу насилием, он призывает обратиться в се-
бя, в семью, а Пьер всеми силами пытается
принести пользу своей армии. Он думает, что
может сделать добро для России, занимаясь
политикой и т. п. Князь Андрей надеется до-
биться гармонии через внутренний мир, Если
он будет счастлив, если будет счастлива его
семья и если каждый будет думать о личном
благе, то мир, наконец, достигнет гармонии.
Пьер, несмотря на свою физическую неак-
тивность, занимается государственными де-
лами и т.п. Но мы так и не получаем ответа,
какой именно путь истинный.
После смерти князя Андрея диалог его
с Пьером не заканчивается. Пьер вспомина-
ет князя Андрея и общается с ним духовно.
Князь Андрей не ушел полностью из этого ми-
ра. Это чувствует и его сын Николинька, кото-
рый внутренне часто обращается к отцу и, ве-
роятно, продолжит его духовный поиск,
Итак, идейно-композиционное значение
диалогов князя Андрея и Пьера состоит в
том, что они служат основной композицион-
ной осью произведения. Диалоги помогают
героям лучше понять себя, делят их жизнь
на периоды поисков жизненных мировоззре-
ний, отражают различные философские те-
чения. Столкновения героев дают возмож-
ность Толстому объяснять и свои философ-
ские воззрения.