ОБРАЗЫ РУССКИХ ЖЕНЩИН
В РОМАНЕ Л. Н. ТОЛСТОГО
«ВОЙНА И МИР»
(вариант 2)
В романе «Война и мир» Толстой рисует
много женских образов. Наташе Ростовой,
одной из любимых героинь автора, Марье
Болконской, к которой Толстой относится с
такой же теплотой и симпатией, противопос-
тавлены красивая, развращенная и патологи-
чески глупая княгиня Элен Курагина, во-
плотившая в себе всю скверну столичного
общества, княгиня Друбецкая — мать-наседка,
юная «маленькая княгиня» Лиза Болкон-
ская — нежный и скорбный ангел. Меньше
места отведено в романе Вере Ростовой, Со-
не — воспитаннице семьи Ростовых и другим
617
женщинам, которые играют эпизодическую
роль. Отношение Толстого ко всем женщинам
довольно своеобразное. Это подметил Горь-
кий, когда писал о Толстом; «Больше всего он
говорил о Боге, о мужчине и женщине. К жен-
щине, на мой взгляд, относился непримиримо
враждебно и любит наказывать ее, — если
она не Кити и не Наташа Ростова, женщина
есть существо ограниченное...» Да, Толстой дей-
ствительно любил свою героиню Наташу Росто-
ву. Ее образ наиболее полно раскрыт в романе.
Кто же такая Наташа Ростова?
Когда Марья Болконская попросила Пье-
ра рассказать о Наташе, тот оказался в тупи-
ке: «Я решительно не знаю, что это за де-
вушка. Она обворожительна. А отчего, я не
знаю. Вот все, что можно сказать про нее».
Наташу совершенно не интересует интел-
лектуальная жизнь и общественные интере-
сы. Нельзя даже сказать умна ли она, «она
не удостаивает быть умной», как в той же бе-
седе с княжной Марьей выразился Пьер.
Но она удивительным образом оказывает мо-
гущественное влияние на нравственное ста-
новление и умственную жизнь князя Андрея
и Пьера. Для Наташи не существует сложно-
го вопроса о смысле бытия, над которым за-
думываются и который пытаются решить
Андрей и Пьер. Но этот вопрос она решает
как бы между прочим самим фактом своего су-
ществования. После встречи с Наташей резко
меняются взгляды Андрея на жизнь.
Наташа всегда мила, прекрасна. Нахо-
дясь рядом с другим человеком, она исцеля-
ет и обновляет его, и никто не может понять,
каким образом это у нее получается. Наташа,
не подозревая о том, определяет обществен-
ное поведение людей — такова ее роль в
жизни князя Андрея и Пьера. Своим поведе-
нием Наташа отрывает людей от всего лож-
ного, содействует их объединению на какой-
то общей основе. Даже Друбецкого притяги-
вает сила, исходящая от Наташи. Твердо
вначале собиравшийся дать понять Наташе,
что связывавшие их некогда, совсем еще в
детстве, отношения не могут возобновиться,
Борис находит совсем не ту Наташу, которую
он знал ранее. Теперь он уже не может не
видеть ее, реже бывает у Элен, уезжает как
в тумане, не зная, чем это может кончить-
ся, и совсем запутывается.
Наташа искренне любит Андрея Болкон-
ского, возвращает его к жизни. Эпизод с Ана-
толем Курагиньш не более, чем ошибка. Чис-
тая ее душа не могла увидеть фальши этого
человека, потому что она не могла допустить
нечистые помыслы у других людей.
В эпилоге мы видим счастливую Наташу.
Толстой рисует ее любящей и любимой же-
ной и заботливой матерью и сам любуется
этой ее новой ролью.
Также любимой героиней Толстого явля-
ется княжна Марья Болконская. Кроткая
и нежная княжна Марья воспитывалась без
матери, отец, хотя и безумно любил дочь,
предъявлял к ней повышенные требования.
Тем не менее она всегда кротко сносила кап-
ризы и придирки отца, никогда не перечила
ему и не считала наказания несправедливы-
ми. Покорность и религиозность, над которой
подтрунивал отец, сочетаются в ней с жаж-
дой простого человеческого счастья. Ее по-
корность — покорность дочери, которая не
имеет никакого морального права судить сво-
его отца. Но в то же время — это сильная
и мужественная натура с развитым чувством
собственного достоинства. Именно это чувст-
во помогло ей проявить необходимую твер-
дость, когда к ней посватался Анатоль Кура-
гин. Марья жаждет счастья, но она не может
выйти замуж за нелюбимого.
Такую же силу духа проявляет Марья,
когда оскорбляют ее патриотические чувст-
ва. Она даже запретила пускать к себе ком-
паньонку-француженку, узнав, что та связа-
на с неприятельским командованием. О бо-
гатстве ее внутреннего мира говорит ее
дневник, посвященный детям, и ее облагора-
живающее влияние на мужа. Толстой с лю-
бовью описывает «лучистые глаза», которые
делают прекрасным ее некрасивое лицо.
Княжна Марья — глубокая и искренняя на-
тура, ей, как и Наташе, чужды мелочность,
зависть, фальшь, лицемерие. Ее душевная
мягкость, внутреннее благородство возбуди-
ли в Николае Ростове искреннюю любовь.
Мягкость Марьи благотворно сказывается на
их семейной жизни.
В образах Наташи Ростовой и Марьи
Болконской Толстой отображает типичные
черты лучших представительниц дворянской
среды XIX века.
618
Если Наташа и Марья красивы внутренней
красотой, то Элен Курагина очень красива
внешне, но в ее красоте нет возвышенного, она
возбуждает гадливость. Элен эгоистична
и потому во всех своих действиях руковод-
ствуется только собственными прихотями.
Элен действительно красива внешне, но урод-
лива душевно, она неразвита и вульгарна,
Элен прекрасно осознает свою красоту и зна-
ет, как она действует на других. Да, ею любу-
ются, но любуются лишь как прекрасной и
драгоценной вещью. Это она использует в лич-
ных целях. Вспомним эпизод, когда Элен обо-
льщает Пьера. Любила ли она его? Вряд ли.
Она любила его деньги. Ведь когда Пьер был
всего-навсего незаконнорожденным сыном
графа Безухова, им мало кто интересовался из
общества Элен и ей подобным. Только после
получения наследства он стал желанным во
всех домах. Элен устроила ему ловушку. Она,
можно сказать, силой заставила его произнес-
ти; «Я вас люблю». Исход был предрешен. Она
вышла замуж за Пьера, стала богатой, а зна-
чит, получила в руки власть.
Элен тоже проверяется войной 1812 года,
которая обнаруживает в ней существо подлое
и ничтожное. Она мечтает о новом браке при
живом муже, для чего даже переходит в като-
личество, в то время как весь народ объединя-
ется против врага под знаменем православия.
Смерь Элен закономерна и неизбежна. Толстой
даже не указывает точной причины ее смерти,
ему это уже не важно. Элен мертва духовно.
Вера Ростова играет в романе эпизодичес-
кую роль. Эта старшая сестра Наташи, но они
так не похожи друг на друга, что мы даже
удивляемся их родству. Толстой рисует ее как
холодную, недобрую женщину, которая слиш-
ком дорожит мнением света и всегда поступа-
ет в соответствии с его законами. Вера непохо-
жа на всю семью Ростовых.
Еще одна женщина семьи Ростовых — это
Соня. Толстой осуждает и не любит эту геро-
иню, делает ее в конце романа одинокой и на-
зывает «пустоцветом». Но, на мой взгляд, она
способна вызывать симпатию. Соня искренне
любит Николая, она может быть доброй и са-
моотверженной. В их разрыве с Николаем
виновата'не она сама, виноваты родители Ни-
колая. Именно Ростовы настаивают на том,
чтобы свадьба Николая и Сони была отложе-
на. Да, Соня не умеет подобно Наташе вос-
торгаться красотой звездного неба, но это не
значит, что она не видит эту красоту. Вспом-
ним, какой прекрасной была эта девушка на
святки во время гадания. Она не лицемерила
и не притворялась, была искренней и откры-
той. Такой ее и увидел Николай. Я не совсем
согласна с высказыванием автора о том, что
у нее подрезаны крылья для любви. Своей
любовью Соня могла бы сделать многое, даже
с таким человеком, как Долохов. Может быть,
своей преданностью и самоотверженностью
она бы возродила и очистила этого человека.
Ведь умеет же он любить мать.
Лиза Болконская — маленькая героиня
романа, жена князя Андрея Болконского.
Толстой нам показал ее очень мало, так же
коротка ее жизнь. Мы знаем, что у них с Ан-
дреем не совсем ладилась семейная жизнь,
да и свекор считал ее такой же, как и все ос-
тальные женщины, у которых больше недо-
статков, чем достоинств. Тем не менее — это
любящая и верная жена. Она искренне любит
Андрея и скучает по нему, но покорно терпит
долгое отсутствие мужа. Жизнь Лизы корот-
ка и незаметна, но не пуста, после нее остал-
ся маленький Николенька.
Отношение Толстого к своим героиням по-
казано и в эпилоге. Наташа счастлива с Пье-
ром, у них три дочери и сын. Счастливы и
Марья с Николаем. Семью Николая и княж-
ны Марьи Толстой вообще считает идеальной,
образцом семейного счастья. Недаром к ним
тянутся все и все собираются под крышей
лысогорской усадьбы: и Безуховы, и Денисов,
и старая графиня, и Соня, нашедшая смысл
жизни в службе дому, и давно осиротевший
Николенька Болконский. Даже крестьяне ок-
рестных деревень просят Ростовых купить их
и включить, таким образом, в свой мир.