ИСТОРИЯ
В РОМАНЕ Л. Н. ТОЛСТОГО
«ВОЙНА И МИР»
В романе «Война и мир» Л.Н.Толстой
предстает перед читателем не только как ге-
ниальный писатель, но и как философ и исто-
рик. Писатель создает собственную филосо-
фию истории. Изложению взглядов писателя
посвящены многие страницы книги. Более
того, вторая часть эпилога, завершающая
роман, представляет собой историко-фило-
софский трактат, мировоззренческий итог
многолетних поисков и размышлений автора
на заданную тему.
«Война и мир» — не просто роман истори-
ческий, но также роман об Истории. Она —
действует, и ее действия имеют непосредст-
венное влияние на судьбы всех без исключения
героев. Она — не фон или атрибут сюжета. Ис-
тория — то главное, что определяет плавность
или стремительность его движения.
Вспомним заключительную фразу рома-
на: «...В настоящее время... необходимо отка-
заться от сознаваемой свободы и признать не
ощущаемую нами зависимость», — и здесь
Толстой ставит точку.
Толстой отказывает всякой личности в
свободе. Всякое существование есть сущест-
вование по необходимости. Всякое историче-
ское событие есть результат бессознательно-
го, «роевого» действия природных историче-
ских сил. Человеку отказано в роли субъекта
общественного движения. «Предмет исто-
рии — есть жизнь народов и человечест-
ва», — пишет Толстой, отводя ей, истории,
место действующего субъекта и персонажа.
Ее законы объективны и независимы от воли
и поступков людей. Толстой считает: «Если
существует один свободный поступок чело-
625
века, то не существует ни одного историчес-
кого закона и никакого представления об ис-
торических событиях».
Личность может мало. Мудрость Кутузо-
ва, как и мудрость Платона Каратаева, состо-
ит в бессознательной покорности влекущей
их жизненной стихии. История, по мнению
писателя, действует в мире как естественная
природная сила. Ее законы, подобно законам
физическим или химическим, существуют
независимо от желаний, воли и сознания ты-
сяч и миллионов людей. Именно поэтому,
считает Толстой, невозможно объяснить что-
либо в истории, исходя из этих желаний и во-
ли. Всякий общественный катаклизм, всякое
историческое событие есть результат дейст-
вия безличного недуховного персонажа, чем-
то, впрочем, напоминающего щедринское
«Оно» из «Истории одного города».
Вот, как Толстой оценивает роль личности
в истории: «Историческая личность суть яр-
лык, который история вешает на то или иное
событие». И логика этих рассуждений тако-
ва, что в конечном счете из истории исчеза-
ет не только понятие свободы воли, но и Бог
в качестве нравственного ее начала. На стра-
ницах романа она выступает как абсолютная,
безличная, равнодушная сила, смалывающая
в порошок человеческие жизни. Всякая лич-
ная активность нерезультативна и драматич-
на. Словно в древней пословице о судьбе, ко-
торая влечет покорных, а непокорных тащит,
она распоряжается человеческим миром. Вот
что происходит с человеком; по мнению пи-
сателя: «Человек сознательно живет для се-
бя, но служит бессознательным орудием для
достижения исторических общечеловеческих
целей». Поэтому в истории неизбежен фата-
лизм при объяснении «нелогичных», «нера-
зумных» явлений. Чем больше мы, по мне-
нию Толстого, стараемся разумно объяснить
эти явления в истории, тем они становятся
для нас неразумнее и непонятнее.
Человек должен познать законы истори-
ческого развития, но в силу немощности ра-
зума и неверного, а точнее, по мысли писате-
ля, ненаучного подхода к истории осознание
этих законов еще не пришло, но обязательно
должно прийти. В этом состоит своеобразный
философский и исторический оптимизм пи-
сателя. Для этого необходимо изменить точ-
ку зрения, «отказаться от сознания неподвиж-
ности в пространстве и признать неощущае-
мое нами движение», отказаться от концепции
свободно действующей в истории личности, не
узнав абсолютную и жесткую необходимость
исторических закономерностей.