«МЫСЛЬ НАРОДНАЯ» В РОМАНЕ
Л. Н. ТОЛСТОГО «ВОЙНА И МИР»
Роман «Война и мир» первоначально был
задуман автором как роман о декабристе, воз-
вращающемся в 1856 году из ссылки. Но чем
больше Толстой работал с архивными мате-
риалами, тем больше понимал, что, не расска-
зав о самом восстании и еще глубже — о вой-
не 1812 года, нельзя написать роман на не-
обходимом для масштабов такого замысла
уровне. Так замысел писателя постепенно
трансформировался, углублялся, и результа-
630
том его явилось создание грандиозной эпопеи.
Это рассказ о подвиге русского народа, о по-
беде народного духа в войне 1812 года. Позже,
говоря о романе, Толстой писал, что главная
мысль произведения — «мысль народная».
Она заключается не только и не столько в
изображении самого народа, его быта, жизни,
а в том, что каждый положительный герой
романа в конце концов связывает свою судь-
бу с судьбой нации.
Здесь есть смысл вспомнить историчес-
кую концепцию писателя. На страницах ро-
мана и особенно во второй части эпилога
Толстой говорит о том, что до сих пор вся ис-
тория писалась как история отдельных лич-
ностей, как правило, тиранов, монархов, и
никто до сих пор не задумывался над тем,
что является движущей силой истории. По
мысли Толстого — это так называемое «рое-
вое начало», дух и воля не одного человека,
а нации в целом, и насколько силен дух и во-
ля народа, настолько вероятны те или иные
исторические события. Так, победу в Отече-
ственной войне Толстой объясняет тем, что
столкнулись две воли: воля французских за-
воевателей и воля всего русского народа. Эта
война была справедливой для русских, они
воевали за свою Родину, поэтому их дух и во-
ля к победе оказались сильнее, чем у францу-
зов. Поэтому победа России над Францией
была предопределена.
Война 1812 года стала рубежом, испыта-
нием для всех положительных героев в рома-
не: князя Андрея, который чувствует нео-
быкновенный подъем перед Бородинским
сражением, веру в победу; Пьера Безухова,
все мысли которого направлены на то, чтобы
помочь изгнанию захватчиков — он даже раз-
рабатывает план убийства Наполеона; для На-
таши, отдавшей подводы раненым, потому
что не отдать их было нельзя, не отдать было
стыдно и гадко; для Пети Ростова, принимав-
шего участие в военных действиях партизан-
ского отряда и погибшего в схватке с врагом;
для Денисова, Долохова, даже для Анатоля
Курагина. Все эти люди, отбросив личное,
становятся единым целым, участвуют в фор-
мировании всенародной воли к победе. Эта
воля к победе особенно ярко проявляется в
массовых сценах: в сцене сдачи Смоленска
(вспомним купца Ферапонтова, который, под-
давшись какой-то неведомой, внутренней си-
ле, велит все свое добро раздать солдатам,
а что нельзя вынести — поджечь); в сцене
подготовки к Бородинскому сражению (сол-
даты надели белые рубахи, как бы готовясь
к последней схватке), в сцене боя партизан
с французами.
Тема партизанской войны занимает осо-
бое место в романе. Толстой подчеркивает,
что война 1812 года действительно была на-
родной, потому что сам народ поднялся на
борьбу с захватчиками. Действовали уже от-
ряды старостихи Василисы Кожиной, Дениса
Давыдова. Создают свои отряды и герои ро-
мана — Василий Денисов (прототипом кото-
рого как раз и явился Д. Давыдов) и До лохов.
Силу жестокого, не на жизнь, а на смерть
противостояния Толстой определяет как «ду-
бину народной войны»: «Дубина народной
войны поднялась со всей своей грозной и ве-
личественной силой, и, не спрашивая ничьих
вкусов и правил, с глупой простотой, но с це-
лесообразностью, не разбирая ничего, подни-
малась, опускалась и гвоздила французов до
тех пор, пока не погибло все нашествие».