ИСПОЛЬЗОВАНИЕ
ПРИЕМА АНТИТЕЗЫ
У Л. Н. ТОЛСТОГО
(«Война и мир»)
И Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО
(«Преступление и наказание»)
Антитеза — основной идейно-композици-
онный принцип романов Л. Н. Толстого «Вой-
на и мир» и Ф.М.Достоевского «Преступле-
ние и наказание», заложенный уже в их на-
званиях. Он проявляется на всех уровнях
художественного воплощения: от проблема-
тики до построения системы персонажей и
приемов психологического изображения. Од-
нако в самом использовании антитезы Тол-
стой и Достоевский часто демонстрируют раз-
личные методы. Истоки этого различия в их
взглядах на человека.
Произведениям Толстого и Достоевского
свойственна одна общая особенность: их на-
звания неоднозначны, полисемантичны. Сло-
во «война», означает в «Войне и мире» не
только военные действия, не только события,
происходящие на поле сражения; война мо-
жет происходить в повседневной жизни лю-
дей (вспомним такую войну из-за наследства
графа Безухова).и даже в их душах. Еще бо-
лее насыщенным в смысловом отношении яв-
ляется слово «мир»: мир как антитеза войне
и «м!ръ» как общность людей. Названием
окончательной редакции романа Л. Н. Тол-
стого стало «Война и миръ», то есть мир как
антитеза войне. Но в многочисленных черно-
виках и набросках Толстого есть разные ва-
рианты написания этого слова. Само сочета-
ние «война и мир» мы можем встретить у
А. С. Пушкина в «Борисе Годунове»;
Описывай, не мудрствуя лукаво,
Все то, чему свидетель в жизни будешь:
Войну и мир, управу государей,
Угодников святые чудеса,
В пушкинском контексте сочетание «вой-
на и мир» становится ключом к историческо-
му процессу в целом. Таким образом, мир —
это категория универсальная, это жизнь, это
вселенная.
С другой стороны, совершенно ясно, что
понятия «преступление» и «наказание» инте-
ресуют Достоевского не в их узком юридиче-
ском смысле. «Преступление и наказание» —
это произведение, ставящее глубинные фи-
лософские и нравственные проблемы.
Художественное пространство романа Тол-
стого как бы ограничивается двумя полюса-
ми: на одном полюсе — добро и мир, объеди-
няющие людей, на другом — зло и вражда,
ведущие к их разобщению. Толстой испыты-
вает своих героев с точки зрения закона «не-
прерывного движения личности во времени».
Герои, способные к душевному движению, к
внутренним изменениям, по мысли автора,
несут в себе начала «живой жизни» и мира.
Герои, неподвижные, неспособные чувство-
вать и понимать внутренние законы жизни,
оцениваются Толстым как носители начала
войны, разлада. В своем романе Толстой резко
противопоставляет эти персонажи. Так, са-
лон Анны Павловны Шерер писатель не зря
сравнивает с прядильной мастерской, с без-
640
душной машиной. Через весь роман проходит
антитеза «правильность — неправильность»,
«внешняя красота — живое очарование». Для
Толстого неправильные и даже некрасивые
черты лица Наташи гораздо привлекательнее,
чем античная красота Элен, жизнерадостный
(пусть не к месту) смех Наташи в тысячу раз
милее «неизменной» улыбки Элен. В пове-
дении героев автор также противопоставляет
стихийное разумному, естественное теат-
ральному.'. Для Толстого «ошибки» Наташи
гораздо естественнее и натуральнее, чем рас-
судочное поведение Сони. «Мысль семейная»
противопоставляет семью Ростовых «клану»
Курагиных.
Законченным воплощением войны в рома-
не стал Наполеон. Он не только постоянно иг-
рает на публику, но и наедине с собой остает-
ся актером. Он мыслит себя великим полко-
водцем, ориентируясь на некие античные
образцы. Полным антиподом Наполеона явля-
ется в романе Кутузов, истинный выразитель
духа нации.
Антитеза «ложное — истинное» использу-
ется Толстым и при изображении душевных
движений персонажей. Так, Пьер на дуэли,
чувствуя всю глупость и ложность ситуации,
ничего не предпринимает для ее удачного раз-
решения, а требует «скорее начинать» и уси-
ленно заряжает свой пистолет.
В отличие от Толстого Достоевский ни-
когда не изображает своих героев однознач-
но: человек у него всегда противоречив, не-
познаваем до конца. Его персонажи сочетают
в себе две бездны разом: бездну добра, со-
страдания, жертвенности и бездну зла, эго-
изма, индивидуализма, порока. В каждом из
них есть два идеала: идеал Мадонны и идеал
содомский. Главный стержень «Преступле-
ния и наказания» — суд над Раскольнико-
вым, внутренний суд, суд совести. Приемы,
которые Достоевский использует в создании
образной системы своего произведения, от-
личаются от приемов Толстого. Достоевский
прибегает к приему двойного портретирова-
ния. Причем первый портрет, более обоб-
щенный, обычно спорит со вторым. Так, до
совершения преступления автор говорит о
красоте Раскольникова, о его прекрасных гла-
зах. Но преступление не только запятнало
его душу, а оставило трагический отпечаток
на лице. На этот раз перед нами портрет
убийцы. В романе Достоевского спорят не
герои, а их идеи.
Таким образом, антитеза как художест-
венный прием оказалась очень продуктивна
и неоднозначна для двух великих художни-
ков-реалистов — Л. Н. Толстого и Ф, М. До-
стоевского.