Рассуждение- это тип речи, в котором автор размышляет, обдумывает что-то, стараясь при этом установить причинно-следственные связи между явлениями, и приходит к какому-либо выводу, суждению.
Способность думать, рассуждать, размышлять, объяснять - основа умения, поэтому данный тип речи чрезвычайно востребован научным стилем. Текс-рассуждение обобщает наши наблюдения, знания, мысли. Таким образом, основная коммуникативная цель рассуждения - убедить, объяснить.
Текст-рассуждение чётко структурирован и строится по схеме:
• основная мысль;
• аргументы (доказательства);
• вывод (автор может сам и не делать вывод).
В научных и деловых рассуждениях необходимо обозначать границы аргументов с помощью специальных слов (во-первых, далее и т. П). В письменной речи эти границы часто совпадают с абзацными членами. Главный вопрос, на который отвечает текст-рассуждение, - это вопрос «почему?» Аргументы, как правило, и содержат ответ на этот вопрос.
Тезис - это мысль, требующая доказательства. В тезисе заключается тема рассуждения. Иногда автор включает в тезис цитату какого-то выдающегося деятеля (учёного, писателя, философа), которая помогает более точно выразить мысль.
При переходе к доказательствам могут использоваться выражения: докажем это; это можно доказать так; в этом можно легко убедиться; это объясняется следующим; и вот почему и др., а также вопросительные предложения со словами почему, для чего и подобными.
В доказательстве может быть использовано несколько аргументов, последовательно соединяемых друг с другом вводными словами и сочетаниями: во-первых, во-вторых, наконец, допустим, предположим, так и др.
В качестве аргумента может быть использован и конкретный при мер или ряд примеров, которые построены как описательные или повествовательные типы речи. При переходе к аргументу-примеру используются слова: например; приведем пример; обратимся к примеру; вот что произошло однажды; вот один из ярких примеров и др.
Следует иметь в виду, что аргументы могут соединяться с тезисом и между собой без всяких специальных слов, только по смыслу.
Вывод (заключительная часть рассуждения) может состоять из нескольких предложений. Нередко в нём содержится идея рассуждения, которая может быть выражена риторическим вопросом, побудительным предложением-призывом к чему-либо или же повествовательным предложением.
Вывод может быть связан с доказательствами посредством слов поэтому; вот почему; следовательно; значит; итак; таким образом; сделаем вывод; подведем итог; из всего сказанного следует… и др.
Не всегда рассуждение содержит вывод: многие тексты предоставляют возможность сформулировать его самому читателю.
Рассуждение может принадлежать к любому стилю речи. В научном стиле приводятся научные доказательства выдвинутого тезиса. В художественном тексте автор, как правило, приводит такие доводы, которые воздействуют на читателя, старается внушить читателю какую-то мысль.
Выделяется несколько видов рассуждения: рассуждение-доказательство, рассуждение-объяснение, рассуждение-размышление.
Различие между объяснением и доказательством заключается в следующем:
• основная мысль объяснения не вызывает споров, с основной мыслью доказательства можно не согласиться;
• в объяснении речь идет о конкретных, наблюдаемых явлениях, в доказательстве, как правило, - об абстрактных нравственных понятиях;
• объяснение знакомит нас с фактами, ранее не известными нам, но бесспорными; доказательство предлагает своё решение спорной проблемы (это решение не претендует быть единственно верным).
Поскольку при написании сочинения на экзамене может быть предложено использовать содержание прослушанного и прочитанного текстов, то предполагается, что, аргументируя свою точку зрения, ученик в качестве доказательства получает возможность обращаться к мнению авторов исходных текстов и при необходимости использовать положения этих текстов. В связи с этим возникает потребность в умелом использовании цитирования в сочинении.
Цитаты - это дословные выдержки из текстов или чьих-либо высказываний. Цитаты являются разновидностью прямой речи.
Существует несколько способов оформления цитат.
1) Цитата оформляется как прямая речь. В этом случае знак препинания расставляются так же, как в предложениях с прямой речью.
Н. Гоголь писал: «Никто из наших поэтов не был еще так скуп на слова и выраженья, как Пушкин, так не смотрел осторожно за caмим собой, чтобы не сказать неумеренного и лишнего, пугаясь приторности того и другого».
2) Цитата может быть включена в предложение с косвенной р чью. При этом цитата выделяется кавычками и начинается со строчной буквы.
М. Горький писал, что «русский язык неисчерпаемо богат и все обогащается с быстротой поражающей».
Д. С. Лихачев убежден в том, что «интеллигентность нужна любых обстоятельствах».
3) Цитата может быть включена в предложение при помощи специальных вводных конструкций типа по словам ..., как писал ...., как говорил ...
По словам И. С. Тургенева, он «никогда, ни одной строки в жизни не напечатал не на русском».
Главные требования к цитированию состоят в следующем:
1) цитируемый текст должен приводиться в кавычках, точно по источнику, в той грамматической форме, в какой он дан в оригинале;
2) при цитировании не допускается объединение в одной цитате нескольких отрывков, взятых из разных мест цитируемого источника, даже если они логически связаны между собой; каждый такой отрывок должен оформляться как отдельная цитата;
3) если предложение цитируется не полностью, то вместо пропущенных слов ставится многоточие в скобках: Е. Богат пишет: «Большим произведениям обычно предшествует планировка < ... > у каждого писателя есть своя система набрасывания схемы произведения».
Если стихотворный текст цитируется с точным соблюдением строк и строф подлинника, то кавычки не ставятся.
Тебя приветствую я снова,
Маститый старец - тёмный лес,
Стоящий мрачно и сурово
Под синим куполом небес.
(В. Бенедиктов)
Если стихотворный текст цитируется без соблюдения строк и строф, то ставятся знаки препинания, как при прямой речи.
В.Бенедиктов обращается к лесной стихии, как к живому существу: «Тебя приветствую я снова, маститый старец - темный лес, стоящий мрачно и сурово под синим куполом небес».
Чужой речью являются и эпиграфы. Они оформляются без кавычек, а ссылка на автора даётся без скобок. После фамилии автора ставится точка.
Какой светильник разума угас!
Н.Некрасов.
Работайте с черновиком! Это поможет вам скорректировать план сочинения, организовать редактирование текста, исправить ошибки.
Существуют определённые рекомендации по оформлению черновика. Вот некоторые из них.
1. Оставляйте просвет между строками в черновике: это даст вам возможность в процессе редактирования вставлять слова, словосочетания и даже предложения.
2. Пишите текст на одной стороне листа: при редактировании вам может понадобиться вставить не слово и даже предложения, а довольно значительный кусок текста. Тогда в том месте, где вы хотите сделать вставку, поставьте какой-нибудь условный знак, а оборотной (чистой) стороне под тем же условным знаком напишите желательную для вас вставку.
З. Оставляйте хотя бы небольшие поля. Во время правки при первом чтении бывает, что вы видите необходимость исправления той или иной фразы, но как ее исправить, пока ещё не ясно. Сделайте пометку на полях, и вы сможете вернуться к этой фразе и исправить её.
4. Соблюдайте абзацы. На границе частей сочинения, соответствующих новым пунктам плана, пропускайте ещё и дополнительно пустую строчку.
При редактировании постарайтесь избавиться от слишком длинных фраз. Во время написания' текста могут появиться такие тяжеловесные предложения. В процессе редактирования можно спокойно обдумать, как из одной длинной фразы сделать две r10короче или вообще убрать кое-какие слова, оказавшиеся лишними.
Переделка фраз, зачёркивание одних, вставка других и вообще любые изменения, в тексте могут привести к тому, что должна быть изменена форма слова, но по невнимательности ученик забывает это сделать сразу. В результате нарушаются грамматические законы связи слов и появляются грамматические ошибки. чтобы их избе жать, помните, что после любого изменения в тексте надо медленно и выразительно, желательно вслух (шёпотом!), прочесть весь кусок текста, в котором проделаны изменения. Все грамматические сдвиги вы сможете уловить и исправить.
Прежде чем переписать на чистовик изложение или сочинение, надо внимательно в черновике рассмотреть каждое предложение: есть ли в нём мысль, достаточно ли ясно она выражена; все ли слова вам понятны, нет ли среди них разговорных, которые неуместно использовать в ученическом тексте; не встречалось ли то или иное слово в предыдущей фразе (так вы избежите одной из самых распространённых ошибок - неоправданного повтора слов), найдите основу предложения, чтобы правильно расставить знаки препинания в нём; особое внимание обратите на местоимения, причастия и деепричастия - верно ли они употреблены; в сложноподчиненных предложениях найдите средства связи предложении и убедитесь в их правильном выборе. Не ленитесь поработать над предложением, в котором заметили какие-либо недостатки, исправьте всё, что можете.
Если вы имеете серьёзное намерение научиться писать изложения и сочинения, то соблюдайте простое правило: как можно чаще занимайтесь такой работой! Чем больше вы пишете изложений и сочинений, тем быстрее отрабатываются у вас соответствующие навыки. При этом не надо гнаться за объёмом. Самая удобная форма - миниатюры: изложение-миниатюра, сочинение-миниатюра, то есть очень небольшие по объёму тексты, но обладающие теми качествами, которые предъявляются к «обычным» текстам.
Если вам некому помочь, то учите себя сами: прочитайте текст (быстро, один раз), как следует его обдумайте, уточните в словарях значение неясных слов. Прочитайте ещё раз, закройте книгу и постарайтесь воспроизвести текст письменно, помня об орфографии и пунктуации. А после этого можно проверить качество выполненной работы по книге, откуда вы брали исходный текст для изложения.