ВЕЧНЫЙ СПОР ДОБРА И ЗЛА
(по роману Ф. М. Достоевского
«Преступление и наказание»)
Вопрос греха и добродетели — один из
так называемых вечных вопросов, мучивших
человечество на протяжении веков. Многие
пытались найти окончательное, последнее ре-
шение этого вопроса. В русской классической
литературе немало сил было положено на то,
чтобы выяснить, как соотнесены грех и доб-
родетель, где грань, за которой добродетель
становится грехом. Лучшие образцы такого
анализа можно найти, в творчестве Федора
Михайловича Достоевского. Роман «Преступ-
ление и наказание» — одно из самых извест-
ных произведений писателя, снискавшее ми-
ровую славу. В центре романа — образ Ро-
диона Раскольникова, решившего перейти за
грань греха и добродетели и приобрести тем
самым качества сверхчеловека.
Для Раскольникова добродетель и грех
остаются абстрактными категориями, смысл
которых лишь в сдерживании глубинных по-
рывов свободной человеческой индивидуаль-
ности. Но убийство из идейных соображений,
совершаемое им, выглядит нелепо. Причина
этого, вероятно, в том, что герой «Преступле-
ния и наказания» поставил себе слишком не-
благородную цель. Однако грех убийства, бу-
дучи свершен, тяготит Раскольникова, и герой
переживает страшнейшие душевные мучения.
Решение Раскольникова настолько же неле-
по, как нелепо само его преступление: герой
сдается властям. И спасти заблудшую душу
Родиона выпадает на долю воплощению доб-
родетели — Соне Мармеладовой.
Из романа «Преступление и наказание»
следует, что совершенный смертельный грех,
безусловно, тяжело травмирует психику убий-
цы и делает последнего отщепенцем рода че-
ловеческого. А вот добродетель, наоборот,
излечивает душу и делает человека частью
Божьего мира. Категории греха и добродете-
ли укоренены прежде всего в среде религи-
озного сознания. Но при этом под действием
данных категорий подпадают как верующие,
так и абсолютно неверующие люди, то есть
грех и добродетель можно считать универ-
сальными понятиями. Согласно Евангелию
добродетель вовсе не является противопо-
ложностью греха, ведь только верой можно
искупить любой грех. Вера же, в свою оче-
редь, предполагает добродетельное поведе-
ние человека в жизни.
Как понимают грех и добродетель наши
современники? Остается ли место для этих
понятий в нашей обыденной жизни? Скорее
всего, да. Ведь хорошим и правильным счи-
тается как раз то, что одобряется, в том чис-
ле религиозной моралью, а плохим и непра-
вильным — то, что ею осуждается. Выходит,
каждый человек — верующий? Нет, просто
за тысячелетия своей истории человечест-
во выработало правила поведения, исполне-
ние которых позволят обществу гармонично
и свободно развиваться, идти по пути про-
гресса.
Лично для меня грех и добродетель —
очень важные понятия. Я считаю грехом то,
что приносит вред окружающим, делает их
несчастными. Добродетель же для меня —
это доброжелательное и честное отношение к
другим людям, основанное на взаимопомощи
и взаимопонимании. В сложном и изменчи-
вом современном мире очень важно иметь
собственное понимание категорий греха и до-
бродетели. Именно это дает человеку воз-
можность правильно найти свое место в жиз-
ни и быть достойным членом общества.