ГУМАНИЗМ РОМАНА
Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО
«ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ»
Центральной проблемой романа Ф. М. До-
стоевского «Преступление и наказание» яв-
ляется объяснение причин преступления Ро-
диона Раскольникова. Почему образованный,
647
добрый, совестливый, явно «с душой и серд-
цем» молодой человек совершил зверское
убийство старухи-процентщицы и ее сестры
Лизаветы? Причем даже на каторге он не
сразу испытывает полное раскаяние в соде-
янном, хотя и явился с повинной. Литерату-
роведы-марксисты предлагали много длин-
ных и замысловатых объяснений этому фак-
ту. Однако ответ, даваемый и этим романом,
и личностью, и всеми духовными исканиями
самого Достоевского, очень прост. Причину
поступка Раскольникова автор видит в том,
что бывший студент не верует в Бога. Поэто-
му и убил. Конечно, столь лаконичная фор-
мулировка отсутствует в тексте, но весь
художественный строй произведения, счита-
ющегося самым совершенным творением До-
стоевского, многочисленные намеки и раска-
выченные цитаты из Священного писания,
скрытые евангельские образы — все это ут-
верждает именно такую, неожиданно простую
и незамысловатую истину. Ведь Бог — это не
только мифический владыка небесный. Бог
обозначает наличие в разуме, а главное, в
сердце человека, непреложного закона люб-
ви, добра и красоты.
Раскольников, как мы знаем, атеист. В этом
смысл фамилии героя: он от Бога и Божье-
го мира отвернулся. Есть и еще один смыс-
ловой аспект: его раскрывает раскольников-
ское орудие убийства — топор, к которому
звали Русь в своих прокламациях революци-
онные демократы во главе с Н. Г. Чернышев-
ским, то есть к кровавому и беспощадному
всеобщему бунту. Его Раскольников не стал
дожидаться и совершил бунт самостоятель-
но, а орудие для него он выбрал в соответст-
вии с духом времени, с призывами «самых
передовых» тогда политических сил. Рас-
кольников — студент-шестидесятник, из пе-
редовых кругов, близких к нигилистам, к
«новым людям». Таков и его друг Разуми-
хин, но обоих не во всем устраивают идеи
и методы «учебника жизни», оставленного
репрессированным Чернышевским, — рома-
на «Что делать?» Каждый из друзей ищет
свой путь.
Итак, роковое имя вождя революционе-
ров и его нового революционного завета про-
изнесено. Чернышевский с его романом —
вот против кого, вернее, против каких идей
направлена полемическая сторона «Преступ
ления и наказания». И топор в руках Рас
кольникова не есть орудие уголовного дея
ния. Раскольников — не уголовный преступ-
ник. Кстати, совершенно безоснователъш
усматривать в «Преступлении и наказании;
черты детективного жанра. Топор Расколь-
никова — это орудие социального протеста
идейного и политического бунта.
Раскольников — герой идеологический
его кровавое деяние имеет идейно-политиче-
ский смысл. В таковом качестве убийца V.
грабитель Раскольников, прежде всего, бес-
корыстен. Мотивы его преступления непро-
стые; это сразу понимает, впервые его уви-
дев, проницательный Порфирий Петрович.
Берясь за топор, Раскольников хотел разре-
шить множество проблем и мучивших его
вопросов. Поэтому ниточкой для его разоб-
лачения Порфирием Петровичем стала на-
писанная Раскольниковым некоторое время
назад статья, в которой он изложил часть
своей очень стройной и внутренне логичной
теории.
В основании теории лежит резкое непри-
ятие окружающего Родиона Романовича со-
циального бытия. Развитие капиталистичес-
ких отношений четко делило мир на хозяев,
сильных и властных, и зависящих от них не-
счастных жертв эксплуатации и насилия.
Картины, подтверждающие такой жизнен-
ный расклад, Раскольников видит повсеме-
стно и ежечасно. Как помочь людям, «уни-
женным и оскорбленным» существующим
порядком вещей? Разбить этот порядок. Но
трудно начать: нет денег, нет средств даже
для того, чтобы продолжить обучение на юри-
дическом факультете; сам герой голоден и
плохо одет, родственники, также пребыва-
ющие в крайней нужде, готовы на любые
жертвы. Прежде чем спасать всех бедству-
ющих, нужно спасти себя и самых близких.
Нужен первоначальный капитал. И вот Рас-
кольников идет к старухе-процентщице с то-
пором под мышкой.
Но капитал Раскольникову необходим
лишь первоначальный. Впереди великие де-
ла по спасению всего страждущего человече-
ства. Поэтому поход к старухе имеет и дру-
гую цель: проверить, способен ли он ради ве-
ликой социальной миссии переступить через
648
кровь, сделать черное дело. И тут начинает-
ся нравственная арифметика. С одной сто-
роны, старушка Алена Ивановна — гадкое и
жалкое существо, сама она — кровопийца в
полном смысле этого слова. Из этого следу-
ет вывод: раздавить ее, как вошь, и смыть
с себя злодейство будущими благими дела-
ми! Тем более, с другой стороны, перед гла-
зами великие примеры людей, которые, по-
добно Наполеону, свободно распоряжались
судьбами и жизнями миллионов ради реа-
лизации своих всемирно-исторических пла-
нов, переступая через кровь и страдания
других.
Однако проба эта не удалась. Несостояв-
шегося спасителя человечества замучила со-
весть после первой же пролитой крови, и он
не выдерживает отчужденности от людей,
к которой привело его убийство. Почему же
не сработала такая стройная и логичная тео-
рия? Да потому, что путь к спасению всех не-
счастных был составлен по законам тех, кто
делает их несчастными. Все эти соображения
Достоевский облекает в образы людей, окру-
жающих Раскольникова. С одной стороны,
около него несчастные: Мармеладов, его же-
на, их малолетние дети, Соня, мать и сестра
Раскольникова. Его душа разрывается от со-
чувствия и желания помочь им, но ум не может
примириться с их покорностью, слабостью, за-
битостью и раздавленностью обстоятельства-
ми. С другой стороны, около Раскольникова
«хозяева» положения и всей жизни: преуспе-
вающий и ни в чем не стесняющий себя Лу-
жин, агрессивно-напористый в удовлетворе-
нии своих порочных желаний Свидригайлов.
Два «лагеря» упорно борются за душу и
сердце Раскольникова, разрывая сознание
героя на две половины.
Лужин вызывает отвращение и нена-
висть Раскольникова, хотя он признает нечто
общее в их жизненном принципе спокойного
переступания через преграды, и это обстоя-
тельство еще больше терзает совестливого
Раскольникова. Свидригайлов сложнее и глуб-
же прямо линейно-примитивного Лужина, он
способен на доброту и самопожертвование,
но он явный убийца, и совесть, являющаяся
внутренним ощущением различия добра и
зла, он давно заменил принципом удовольст-
вия для себя. То есть оба персонажа по сути
своей — идейные двойники Раскольникова,
но Лужин — заниженный, почти комический
двойник (эту комичность усиливает его при-
ятель Лебезятников, профанирующий идеи
«новых людей» Чернышевского), тогда как
глубина натуры Свидригайлова ведет во
мрак преисподней, чревата беспредельнос-
тью последнего распада.
Окружающие же Раскольникова «несча-
стные» приводят его в бешенство своей жерт-
венностью, которую он отвергает. Жертвуют
собой Соня и Катерина Ивановна ради мар-
меладовских детей, хотят принести себя
в жертву ради благополучия «бесценного Ро-
диньки» мать и сестра героя. И здесь Рас-
кольников проявляет себя не только как
добрый и честный человек, но и просто как
любящий мужчина, который должен быть
сильным. Вопрос, почему они так слабы и
бессильно-покорны, не дает ему покоя. И тогда
на первый план выходит Соня Мармеладова.
Она покорилась судьбе, ради детей пошла на
панель, но внутренне противостоит этому
миру, внутренне, как выясняет Раскольни-
ков, она не покорилась. Оказывается, сохра-
нить в себе искру человеческого ей помогает
вера в Бога, Евангелие. Раскольников понял
это не сразу. Он пытается помочь и ей, за-
щитить и ее, но ему постепенно становится
ясно, что не он Соне, а Соня поможет ему
в ситуации, в которую поставило его совер-
шенное и пока скрываемое убийство. Кста-
ти, именно Соне первой он и рознается в со-
вершенном. Соня же помогает ему сохранить
и спасти душу, помогает не перейти в ла-
герь бездушных самодовольных насильни-
ков, а остаться среди «погибающих за великое
дело любви», как это сделал сын Божий —
Иисус Христос.
Отметим не очень заметное, но важное
обстоятельство: Соня была подругой убитой
Раскольниковым Лизаветы. Ее-то за что на-
стиг раскольниковский топор? Сестрицу ее,
процентщицу, понятно за что. Это исчерпы-
вающе объяснили безымянные студент и
офицер, бильярдный разговор которых слу-
чайно подслушал Раскольников. Они все до-
казали, как дважды два — четыре. Кстати,
именно молодые офицеры и студенты позд-
нее войдут в многочисленные революцион-
ные организации экстремистско-террористи-
649
ческого толка. И их жертвами станут такие,
как Лизавета. Образ забитой жестоким обра-
щением сестры, почти юродивой, кроткой
и покорной Лизаветы яснее всего объясняет,
что любой человек все-таки не вошь, как
трактует Раскольников убитую им процент-
щицу-кровопийцу. И Раскольников делает
вывод, что он не старуху убил (характерно
это единственное число, потому что подвер-
нувшаяся Лизавета для Раскольникова —
такой не вмещающийся в сознание кошмар,
что даже его холодно-логический и расчет-
ливо-изворотливый ум не в силах себе «раз-
решить»), а себя убил, свою душу, человека
в себе, то есть нечто главное, нравственно от-
ветственное перед собой, своей совестью. По-
этому, совершив злодейство, он бежит от лю-
дей, понимая, что стал другим, чуждым им
существом. Теория Раскольникова, что ради
счастья всего человечества можно допустить
«маленькую» бесчеловечность, грешит или,
скорее, страдает большой бесчеловечностью.
Арифметические расчеты не могут превра-
тить зло в добро. Раскольников полагал, что
цель оправдывает средства, но уже в начале
его деяний в соответствии с этим принципом
средства сразу же грубо перечеркнули все
его прекраснодушные цели.
Каков же вывод? Как быть? Что делать?
Ответ Достоевского прост: уверовать в Бо-
га. Прежде чем помогать другим, спасать
всех — помоги самому себе, спаси себя, свою
душу, сделай себя человеком, утверди в себе
закон добра и любви. С христианской точки
зрения, у Раскольникова один, но главный
грех — гордыня. Своей теорией и ее неудав-
шейся пробой он поставил себя над людьми,
возомнил о себе, что ему закон не писан, —
закон человеческий и Божеский. Но челове-
ческое и Божеское в его душе и сердце ока-
зались сильнее самых логичных выкладок ума.
И это привело Раскольникова к краху как гор-
дого сверхчеловека, супермена, претендую-
щего осчастливить всех и каждого. Но в этом
же заключается залог его будущего нравст-
венного возрождения. Впрочем, как сказал
Достоевский в последних строках «Преступ-
ления и наказания», это могло бы составить
тему нового романа.