«ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ» -
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ
РОМАН
Роман Ф. М. Достоевского «Преступлена
и наказание» является социально-психологи-
ческим. В нем автор ставит важные социаль-
ные вопросы, волновавшие людей того време-
ни. Своеобразие этого романа Достоевскогс
заключается в том, что в нем показана психо-
логия современного автору человека, пытаю-
щегося найти решение насущных социальные
проблем. Достоевский вместе с тем не дает го-
товых ответов на поставленные вопросы, но за-
ставляет читателя задуматься над ними.
Центральное место в романе занимает
бедный студент Раскольников, совершивший
убийство. Что его привело к этому страшней-
шему преступлению? Ответ на этот вопрос
Достоевский пытается найти путем тщатель-
ного анализа психологии этого человека. Кто
такой Раскольников? В чем он был прав и в
чем заблуждался?
Преступление Раскольникова явилось ре-
акцией на условия русской действительности
того времени. Петербург показан в романе как
грязный город, где царят нищета и разврат, где
на каждом углу распивочные. Это мир уни-
женных и оскорбленных. Не удивительно, что
в таких условиях рождается преступление.
Раскольников так говорил Соне о своей «кону-
ре»: «А знаешь ли, что низкие потолки и тес-
ные комнаты душу и ум теснят!»
Раскольников понимает, что такую жизнь
нельзя назвать нормальной. Он хочет понять,
каким образом можно вырваться из социаль-
ного дна, как стать «властелином» над «дро-
жащей тварью», над «толпой». Раскольников
не хочет относить себя к тем, кто не способен
изменить свою жизнь, и поэтому, задаваясь
вопросом «вошь ли я, как все, или человек»,
он решает проверить себя на деле. Я считаю,
что, осуждая людей беспомощных, не реша-
ющихся изменить свою жизнь, герой романа
был прав. Его правда и в том, что он сам пы-
тался найти путь, который приведет к изме-
нениям к лучшему.
И Раскольников нашел его. Он считает,
что этот путь — преступление. Почему же
именно преступление, тем более убийство?
650
В Раскольникове зреет индивидуалистичес-
кий бунт, явившийся следствием его теории
сверхчеловека. Согласно этой теории, все
люди разделяются на «обыкновенных» и «не-
обыкновенных», по словам Раскольникова,
«...на материал, служащий единственно для
зарождения себе подобных, и собственно на
людей, то есть имеющих дар или талант ска-
зать в среде своей новое слово». По убеждению
главного героя, чтобы принести человечеству
пользу, «необыкновенные» люди имеют право
«перешагнуть... через иные препятствия, и
единственно в том случае, если исполнение...
идеи того потребует». Раскольников считал,
что эти люди «должны, по природе своей, быть
непременно преступниками». Тем самым он оп-
равдывал преступление, если оно было совер-
шено ради какой-либо благородной цели.
На основе этой теории у главного героя
романа стал зарождаться и замысел пре-
ступления. Раскольников задавался вопроса-
ми: «Осмелюсь ли я преступить или не смо-
гу! Тварь ли я дрожащая или право имею...»
И он решается на преступление. Он позволя-
ет себе убить «глупую, бессмысленную, ни-
чтожную, злую, больную... старушку», взять
ее деньги и загладить это «крохотное пре-
ступленьице тысячами добрых дел». -
Раскольников — убийца по теории. В сво-
ем преступлении он был глубоко не прав.
Прежде всего ложной была сама теория этого
человека. Но, по моему мнению, самым
главным, в чем заблуждался Раскольников,
было то, что, уже совершив убийство, он не
считал его преступлением, он оправдывал се-
бя и не испытывал чувства вины. Признаваясь
Соне Мармеладовой, он говорит: «Я ведь толь-
ко вошь убил, бесполезную, гадкую, зловред-
ную». А после он добавляет: «Старушонку эту
черт убил, а не я». Раскольников говорит так
потому, что не старушонка его волнует, не Ли-
завета, про которую он вспоминал только пару
раз, — его волнует то, что он «себя убил».
Само же преступление он продолжает рас-
сматривать как нечто незначительное, называ-
ет его «просто неловкостью». И об этом свиде-
тельствуют слова Раскольникова, обращенные
к сестре: «И все-таки вашим взглядом не ста-
ну смотреть: если бы мне удалось, то меня бы
увенчали, а теперь в капкан!» Совершив пре-
ступление, Раскольников противопоставил се-
бя окружающим. И, я думаю, он был прав в
том, что признался в убийстве. Иного выхода
у него не было, и он чувствовал это.
В своем романе «Преступление и наказа-
ние» Ф. М. Достоевский осуждает и наказыва-
ет теорию сверхчеловека, одновременно ра-
зоблачая и идеи Раскольникова, и условия
русской действительности, вызвавшие эти
идеи к жизни.