В ЧЕМ ПРЕСТУПЛЕНИЕ
И В ЧЕМ НАКАЗАНИЕ
РАСКОЛЬНИКОВА?
(по роману Ф. М. Достоевского
«Преступление и наказание»)
«Преступление и наказание» — один из
самых значительных романов Достоевского.
652
В нем звучит острая боль писателя за уни-
женного и оскорбленного человека.
Герой романа — Родион Раскольников,
бывший студент. Он угрюм, мрачен и мните-
лен. Этот человек живет как бы отдельно от
мира: ничем не интересуется из того, чем ин-
тересуются окружающие его люди. В то же
время он горделив, даже надменен: «ужасно
высоко себя ценит и, кажется, не без некото-
рого права на это».
Но это только одна сторона личности Рас-
кольникова. Разумихин говорит, что «точно
в нем два противоположных характера по-
очередно сменяются». И это верно. Ведь Рас-
кольников еще добрый, любящий, велико-
душный и отзывчивый человек. Он любит
мать, сестру, детей. Одно время Раскольни-
ков даже подумывал о женитьбе, движимый
необычным чувством. «Она больная такая де-
вочка была,., совсем хворая; нищим любила
подавать и о монастыре все мечтала... Дур-
нушка такая... собой. Право, не знаю, за что
я к ней тогда привязался, кажется за то, что
всегда больная. Будь она еще хромая аль
горбатая, я бы, кажется, еще больше ее по-
любил...» — вспоминает Раскольников. В этом
раздумье героя проявляется еще одна черта
его характера, незамеченная ранее: он хочет
делать добро людям. Этим же желанием он
руководствуется и в доме Мармеладовых,
когда отдает этой семье последние свои
деньги.
И еще одна черта, без которой портрет
героя был бы неполным — он умен, даже,
можно сказать, талантлив. Будучи еще сту-
дентом, он написал статью на философскую
тему, напечатанную и замеченную. В статье
Раскольников излагает свои взгляды на об-
щество. Необыкновенный, гордый человек,
властитель душ, способный решать судьбы
других, — вот идеал Раскольникова. По его
теории, общество делится на две категории
людей: правители, которые для достижения
своей цели имеют право совершить преступ-
ление в начале своей карьеры, и все осталь-
ное человечество, слабое и покорное.
Что же толкнуло Раскольникова на пре-
ступление? Несколько причин, одна из кото-
рых социальная. Раскольников — обеднев-
ший дворянин, не имеющий ни капиталов, ни
доходов. Он приехал в Петербург учиться
в университете, чтобы по окончании учебы
добиться положения в обществе. Учиться
ему приходится на те гроши, которые выде-
ляет ему мать из своей скудной пенсии, да на
собственные заработки от случайных уроков.
Но даже окончание университета не гаранти-
рует ему полного благополучия. «Он был за-
давлен бедностью», задолжал всем, заложил
за гроши последние имевшиеся у него вещи,
квартирная хозяйка перестала ему отпус-
кать кушанье, и он сидел без обеда». Рас-
кольников голодал, как это случалось со все-
ми студентами. Он совершенно пообносился,
ему даже на улицу не было в чем выйти, по-
этому нельзя было рассчитывать и на уроки.
Но страдал не один Раскольников. В таком
же или почти в таком положении были его
мать и сестра. Чтобы поддержать горячо лю-
бящего брата, сестра Дуня поступила гувер-
нанткой в семью Свидригайлова. Свидригай-
лов покусился на честь и невинность Дуни,
и она вынуждена была оставить место.
В безвыходном положение Дуня соглашается
на брак с Лужиным и тем самым приносит
себя в жертву ради брата. И тогда в голове
Раскольникова зреет план. Надо убрать все
недостойное и ненужное, чтобы можно было
жить тем, кто на это «право имеет». Ради
тех, кого любишь, надо «преступить черту»,
«сделать первый шаг», стать начальным зве-
ном той цепи, которая связывает настоящее
со «светлым будущим». Именно с этих, каза-
лось бы, светлых мыслей и начинается пре-
ступление Раскольникова.
Но не только ради родных старается Рас-
кольников. По мнению Раскольникова, мож-
но совершить преступление ради общего бла-
га, преступление «по совести». Можно убить
«глупую, бессмысленную, ничтожную, злую,
больную, никому не нужную, а напротив, всем
вредную старушонку», взять ее деньги и за-
гладить это «крохотное преступленьице»
тысячами добрых дел. Убив старушонку, он
заодно узнает, кто же такой Родион Расколь-
ников: «тварь дрожащая» или «властелин
судьбы»?
В сущности, когда Раскольников случай-
но услышал разговор студента и офицера о
том, что неплохо бы убить старуху-процент-
щицу и взять ее деньги, мысль эта уже была
в голове Раскольникова, она просто обрела
653
плоть, материализовалась. Теперь эта мысль
настолько захватила всего Раскольникова,
что даже движет его поступками. «...Он ни-
как не мог понять и объяснить себе, почему
он, усталый, измученный, которому было бы
всего выгоднее возвратиться домой самым
кратчайшим и прямым путем, возвратился
домой через Сенную площадь, на которую
ему было совсем лишнее идти». Там, на Сен-
ной, Раскольников слышит разговор сестры
старухи Лизаветы с мещанином, из которой
точно узнает, что на следующий день старуха
«ровно в семь часов вечера останется дома од-
на». Теперь уже он ни о чем ином не мог ду-
мать. Его захватила идея.
Преступление совершено. Теперь начина-
ется на менее страшное — наказание Рас-
кольникова. Он не в состоянии пережить свое
преступление. Муки совести, возникшие еще
до убийства, теперь сделались просто невы-
носимыми. Раскольникова охватывает страх.
Этот страх лишает его уверенности в себе.
Повестка по пустяковому поводу взвинчи-
вает его до предела. Теперь он уже готов
признаться. «Только бы скорей», — шепчет
он. Раскольников готов упасть на колени пе-
ред Богом и перед мелким полицейским чи-
новником, которого он презирает. Вдобавок
ко всему Раскольникову не дает покоя Пор-
фирий Петрович. Здравый смысл подсказыва-
ет Раскольникову, что ни свидетелей, ни улик
нет, что ему нечего бояться. Но Раскольников
боится. Его страх не просто страх перед на-
казанием, он боится за саму идею. Ведь ес-
ли он попадется в начале пути, погибнет не
только он, погибнет и идея.
Раскольников задумал стать и Наполео-
ном, и Мессией, и тираном, и благодетелем
человечества. Если бы ему удалось испыта-
ние, если бы убийство «вредной старушонки»
Алены Ивановны повлекло за собой добрые и
только добрые последствия, он счел бы свою
идею доказанной. Однако результат испыта-
ния показал, что Наполеон и Мессия в одном
лице несовместимы, что намеченный им путь
ведет совсем не туда, куда он его мысленно
прокладывал. Ведь Раскольников хотел доб-
ра всем, хотел сделать всех обиженных и ос-
корбленных счастливыми. Но, убив старуху,
ему пришлось пойти на еще одно преступле-
ние — убить Лизавету. А Лизавета — одна
из униженных и оскорбленных, которых хо-
тел спасти Раскольников.
Теперь, вроде бы доказав себе и другим,
что он не «тварь дрожащая», а тоже «право
имеет», Раскольников, как никогда раньше
ощущает себя этой самой «тварью дрожа-
щей». Раскольников оказался в тупике и сам
себе признается в этом: «Принцип-то я и
убил, а переступить-то не переступил, на
этой стороне остался... Только и сумел, что
убить. Да и того не сумел, оказывается...»
Чтобы облегчить муки совести, Раскольников
идет с повинной, «кается» на площади и в су-
де, потом отправляется на каторгу, Но это не
решает его проблем. Он остается отчужден-
ным от людей, и хотя его по-прежнему мучит
совесть, не расстается со своей идеей. Всего
за час до явки в полицию он сказал Дуне:
«Преступление? Какое преступление?.. Не ду-
маю я о нем и смывать его не думаю». Даже
на каторге, через полтора года, раздумывая
над случившимся, он не считает себя винов-
ным: «Он строго судил себя, и ожесточенная
совесть не нашла никакой особенно ужасной
вины в его прошедшем, кроме разве что про-
стого промаху, который со всяким мог слу-
читься».
Раскольников был все это время духовно
мертв: «Я не старуху убил, я себя убил». Ка-
торга является не наказанием для него, а ско-
рее спасением. Именно так Раскольников вос-
кресает к новой жизни, осознав, что вся его
жизнь «была каким-то высшим, странным, как
бы даже и не с ним случившимся фактом».
И действительно, та жизнь осталась в про-
шлом. Теперь Раскольников уже другой, об-
новленный, способный любить и открывать
свое сердце людям.