ОБРАЗ ПЕТЕРБУРГА
В РОМАНЕ Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО
«ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ»
Многие великие писатели XIX века изоб-
ражали прекрасный город Петербург, вид-
ное место он занимает и в произведениях
Ф.М.Достоевского, но писатель не говорит
о великолепной архитектуре, о красоте горо-
да, Федор Михайлович как бы заглядывает
внутрь бедных домов, где в ужасных услови-
ях живут герои его романа «Преступление
и наказание». В произведении мы видим
только черные лестницы, облитые помоями,
дворы-колодцы, напоминающие душегубку,
город облупленных стен, невыносимой духо-
ты и зловония, это место, в котором невоз-
656
можно быть здоровым, добрым, полным сил.
Петербург душит и давит.
Писатель никогда не показывает красоту
Петербурга. Природы почти нет или акцен-
тируется ее отсутствие. Около природы про-
исходят странные вещи: во сне под кустом
Раскольникову снится страшный сон о жес-
токости, о гибели безвинного существа. Осо-
бое внимание уделяет Достоевский не просто
описанию убогих комнат, но также обращает
вниманиэ на запахи и символические цвета.
Он использует зеленые и серые цвета, но до-
минирует в романе желтый — символ болезни,
нищеты, убожества. Желтые обои и мебель
желтого цвета в комнате старухи-процентщи-
цы, желто от постоянного пьянства лицо Мар-
меладова, желтая, «похожая на шкаф или сун-
дук» каморка Раскольникова, дома окрашены
в желто-серый цвет. Соня Мармеладова пошла
по «желтому билету», женщина-самоубийца с
желтым лицом. Эти детали, а также желч-
ный город отражают безысходную атмосфе-
ру существования главных действующих лиц
произведения, являются предвестниками не-
добрых событий.
Однако в романе мы находим и зеленый
цвет, цвет «фамильного» мармеладовского
платка. Этот платок, как крест, носит Кате-
рина Ивановна, а после ее смерти и Софья
Мармеладова. Он олицетворяет и страдания,
которые выпадают на долю его владетель-
ниц, и их искупительную силу. Умирая, Ка-
терина Ивановна произносит: «Бог сам знает,
как я страдала...». Отправляясь за Расколь-
никовым, который идет признаваться в пре-
ступлении, Соня надевает на голову этот пла-
ток. Она готова принять на себя страдания
и искупить этим вину Родиона. В эпилоге, в
сцене возрождения Раскольникова, Соня по-
является все в этом же платке, осунувшаяся
после болезни. В этот момент зеленый цвет
символизирует страдания и надежды глав-
ных героев романа.
Достоевский в своем произведении пока-
зал город, в котором зарождается капита-
лизм, когда люди, не сумевшие пройти через
социальный перелом, оказываются на дне
жизни. Петербург является также и дейст-
вующим лицом романа, соучастником страш-
ного преступления Раскольникова и свидете-
лем его раскаяния.