В ПЕТЕРБУРГЕ
Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО
Толстой и Достоевский —
два величайших гения, силою
своих талантов они потрясли
весь мир, они обратили на Рос-
сию изумленное внимание всей
Европы, и оба встали, как рав-
ные, в великие ряды людей, чьи
имена — Шекспир, Данте, Сер-
вантес, Руссо и Гёте.
М. Горький
В истории мирового романа Ф. М. Досто-
евскому принадлежит одно из первых мест.
В литературу он вошел как гениальный худож-
ник-гуманист, исследователь человеческой ду-
ши. Все романы Достоевского — социально-
философские романы, в которых он ищет
ответы на мучающие его вопросы. В своих
произведениях писатель затрагивал очень
значимые проблемы, и, когда читаешь его ро-
маны, невольно задумываешься над ними,
пытаешься сам найти на них ответ. Не так
давно я прочитала один из романов Достоев-
ского «Преступление и наказание». Этот ро-
ман — один из самых сложных романов, на-
верное, во всей литературе. «Преступление
и наказание» еще называют «петербургским
романом». Кроме Достоевского, образ Петер-
бурга в своих произведениях создавали и его
предшественники: Пушкин, Гоголь, Некра-
сов. В творчестве А. С. Пушкина звучат ме-
лодии чуть ли не всех литературных жанров:
сонеты и элегии, оды и послания, поэмы и
сказки, роман в стихах и повесть в стихах,
маленькие повести и трагедии, драмы. Все
это Пушкин освоил и оставил в наследие,
658
из которого выросла, возмужала русская ли-
тература. И в каждом из этих жанров —
ломка устаревших канонов, смелое новатор-
ство. И, естественно, что Пушкин не мог оста-
вить в стороне образ Петербурга, который он
очень любил и которым восхищался. Петер-
бург в начале XIX века был одним из краси-
вейших и богатейших городов Европы. Его ве-
личавую и строгую красоту воспел Пушкин
в «Медном всаднике».
Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид,
Невы державное теченье,
Береговой ее гранит,
Твоих оград узор чугунный,
Твоих задумчивых ночей
Прозрачный сумрак, блеск безлунный...
Красуйся, град Петров, и стой
Неколебимо, как Россия...
В этом произведении Пушкин показывает
нам «Петра творенье» во всей его красе,
но в то же время отразив его двуличность.
Пушкинский Петербург, представший перед
нами, — это нарядная столица огромной им-
перии, овеянная историческими преданиями,
сосредоточившая в себе всю мощь страны
и всю власть над ней.
Вслед за Пушкиным в литературу вошел
один из крупнейших художников-реалис-
тов — Н. В. Гоголь. Он также не обошел образ
Петербурга, написав цикл повестей, объеди-
ненных одним названием — «петербургских».
Гоголь углубляет в своих произведениях тему
двуликости «града Петрова». Петербург Гого-
ля — это город владельцев «роскошных па-
лат» и город жалких лачуг, в которых сели-
лись нищие художники, бедные чиновники
и ремесленники. И эти два Петербурга Гоголь
сопоставляет и сталкивает между собой. Так
в повести «Невский проспект» мы встретим
чиновников с их женами, вышедшими на про-
гулку, но во всей этой толпе не увидим ни од-
ного человеческого лица, а вместо них «бакен-
барды... пропущенные с необыкновенным и
изумительным искусством под галстук, ба-
кенбарды бархатные, атласные, черные, как
соболь или уголь...», усы «никаким пером, ни-
какой кистью не изобразимые», тысячи шля-
пок и платьев. Мы увидим выставку туалетов,
искусственные ненатуральные улыбки и пой-
мем, как пусты, ничтожны и низменны все
эти люди — высшие круги столичного обще-
ства. За маскарадом этих туалетов, платьев
скрывается нечто низменное, безобразное и
бездушное. И среди всего этого блеска проно-
сящихся карет Гоголь рисует образ молодого
художника Пескарева, ищущего везде пре-
красное. Однако он не выдерживает столкно-
вения с ложью и лицемерием, с грязной дей-
ствительностью и погибает. В повести «Ши-
нель» Гоголь показывает, до чего калечит
душу и опустошает ее мир чиновничества и
денег. Писатель показывает, как глухи люди
к чужому страданию в этом ужасном, жесто-
ком мире чинов. В гоголевском Петербурге
мы уже не видим того «Петра творенья», ко-
торое воспел Пушкин, а видим город лицеме-
рия и лжи, где главное не человеческие каче-
ства, а деньги и изысканность внешности.
Некрасов продолжил традиции Гоголя-ре-
алиста. Он писал прозу, разную по жанрам
и стилевым особенностям. В своем произведе-
нии «Петербургские углы», которое он опуб-
ликовал в альманахе «Физиология Петербур-
га», Некрасов сосредоточил свое внимание на
столичном «дне». Здесь «натура» говорит са-
ма за себя, а это не только убогие квартиры,
но и сами жильцы, хозяйки. Некрасов пока-
зывает нам бессмысленность и бесчеловеч-
ность жизни в «петербургских углах».
Петербург Достоевского — это уже далеко
не пушкинский город, это город с нечистыми
переулками, мрачными доходными домами,
темными дворами. Конечно, Достоевский не
мог забыть о дворцах знати, созданных изве-
стными зодчими, о прелестных парках, просто
герои его романов не видели всего этого. Оби-
татели убогих квартир и углов в трущобах Пе-
тербурга с опаской проходили мимо роскош-
ных домов, сторонились Невского проспекта,
они не видели красоты пушкинского города.
В «Преступлении и наказании» Петербург
является своеобразным героем, действующим
лицом, городом, который душит, уничтожает
все лучшее в человеке, внушает безумные
идеи. Так, например, вот каков летний Пе-
тербург глазами Раскольникова, главного ге-
роя романа: «На улице жара стояла страш-
ная, к тому же духота, толкотня, всюду из-
вестка, леса, кирпич, пыль и та особенная
летняя вонь, столь известная каждому петер-
буржцу»... Город Достоевского — это город,
659
толкающий на смерть, на убийство других
и самих себя. Например, женщина «с жел-
тым, продолговатым испитым лицом и крас-
новатыми впавшими глазами» вдруг бросает-
ся в воду, Соня Мармеладова, которая пошла
по желтому билету, Раскольников, убивший
старуху-процентщицу, и тут же Лужины,
толкающие на гибель совестливых и беспо-
мощных Мармеладовых, ведущие к медлен-
ному убийству людей, к отказу от добра и
света в их душе. Петербург Достоевского без-
жалостен и жесток к «униженным и оскорб-
ленным». Улицы города грязные, но и дома,
в которых живут герои, не лучше. Мы видим
«грязные и вонючие» дворы, темные лестни-
цы — «узенькие, крутые и все в помоях»,
а комнаты похожи на гробы, Ощущение без-
выходности из всего этого мучит и Расколь-
никова, и Соню, и многих других, толкая од-
них на убийство, других на бесчеловечный
акт купли-продажи.
Петербург Достоевского — это город, несу-
щий только смерть. И что могут сделать те,
кто живет в этом ужасном Петербурге, что
они могут сделать против владельцев «рос-
кошных палат»? И Достоевский, как писатель-
психолог, пытается найти ответ на этот вопрос
и на другие проблемы, волнующие его. Пыта-
ется понять жизнь столичного «дна», мир
«униженных и оскорбленных», мир «бедных
людей». Он осуждает и выступает против по-
рядков общества, ведущих и толкающих этих
людей на смерть, на разврат и убийства. И по-
этому Петербург Достоевского не может быть
иным, как жестоким и безжалостным.