ПЕТЕРБУРГ Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО
(вариант 1)
Ты вернулся сюда, так глотай же скорей
Рыбий жир ленинградских речных фонарей.
Узнавай же скорее декабрьский денек,
Где к зловегцему дегтю подмешан желток.
О. Мандельштам
Петербург занимает важное место в про-
изведениях Ф.М.Достоевского, Сам писатель
учился в этом городе и провел там большую
часть своей жизни, В своем романе «Пре-
ступление и наказание» Достоевский не опи-
сывает архитектурных красот города, да и
в целом уделяет немного внимания его внеш-
нему облику. Зато писатель прекрасно пере-
дает саму атмосферу города, ощущения лю-
дей, живущих в нем.
Сдавленное пространство примыкающих
к Сенной площади кварталов, темные дворы,
черные лестницы — таков Петербург Рас-
кольникова. Герой просто не замечает горо-
да, он слишком поглощен своими тяжелыми
мыслями. Ему знаком только такой Петер-
бург: «...духота, толкотня, всюду известка,
леса, кирпич, пыль и та особая летняя вонь,
столь знакомая каждому петербуржцу». Ха-
рактерно, что духота везде в этом городе —
и в комнате Раскольников а, и в комнате Со-
ни, и в кабаке, где главный герой встречает
Мармеладова.
В романе «Преступление и наказание»
Достоевский показал жизнь в Петербурге
«маленького» человека, задавленного нище-
той. Ведь в произведении даже не упомина-
ется знаменитый Невский проспект —- бедно-
те там нет места. А где обитают обездолен-
ные? Мы видим, как, получив от Алены
Ивановны деньги, Раскольников направляет-
ся в распивочную, расположенную в каком-то
подвале. Отвратительная еда, смрад, «и все
это до того пропитано винным запахом, что,
кажется, от одного воздуха можно в пять ми-
нут сделаться пьяным». Здесь же звучат от-
чаянные слова Мармеладова, чья жизнь за-
гублена нищетой и пьянством: «А коли не
к кому, коли пойти больше некуда?»
Действительно некуда, потому что условия,
в которых живут эти люди, навряд ли можно
назвать нормальными. Мармеладовы живут
в доходном доме. Что представлял собой быт
этой семьи? Маленькая закопченная дверь ве-
ла в комнату десяти шагов длиной. По всей
комнате раскидано детское белье, озаряемое
огарком свечи. Обстановка комнаты очень бед-
ная: два стула, ободранный диван, неукрашен-
ный кухонный стол и кровать, отгороженная
рваной простыней. А вот как описывает Досто-
евский жилище Родиона Раскольникова: «Кро-
шечная комнатушка, шагов шесть длиной,
имевшая самый жалкий вид со своими жел-
тенькими, пыльными и всюду отставшими обо-
660
ями, и до того низкая, что чуть-чуть высокому
человеку становилось в ней жутко». Расколь-
ников живет в каморке, «которая походила бо-
лее на шкаф, чем на квартиру». Поэтому не
удивительно, что лежа там часами, он вынаши-
вал в себе мысль об убийстве. «А знаешь ли,
что низкие потолки и тесные комнаты душу и
ум теснят!» — говорит он Соне.
Лишь раз, как в тумане, возникает Петер-
бург перед Раскольниковым; «Необъяснимым
холодом веяло на него от этой великолепной
панорамы; духом немым и глухим полна бы-
ла для него эта пышная картина...» Здесь Пе-
тербург уже выступает как самостоятельный
персонаж, виновник разыгрывающихся драм,
враждебная людям сила.
В описании Петербурга и живущих в нем
людей у Достоевского важна каждая деталь.
И даже часто упоминавшийся автором «Пре-
ступления и наказания» желтый цвет не слу-
чаен. Желтые обои и мебель желтого дерева
в комнате у старухи-процентщицы, желтова-
тые обои в комнате у Сони, «мебель из желто-
го отполированного дерева» в кабинете Порфи-
рия Петровича, перстень с желтым камнем на
руке Лужина, женщина-самоубийца с желтым
испитым лицом, желтое лицо Мармеладова
(его мы встречаем на страницах произведения
«с отекшим от постоянного пьянства желтым,
даже зеленоватым лицом и с припухшими ве-
ками»)... Как правило, этот цвет ассоциирует-
ся с болезнью. Его частое упоминание в ро-
мане создает общий нездоровый фон, говорит
о болезненной безысходности.
А каким видится в фантастическом сне
Раскольникова пригород? Это большой кабак,
где всегда «...орали, хохотали, ругались, так
безобразно и сипло пели...» Но ведь реаль-
ность ничуть не лучше: Соня Мармеладова,
раздавленный копытами лошади Мармела-
дов. В своем подходе к изображению Петер-
бурга Ф. М. Достоевский близок к Н. В. Гого-
лю. У последнего мы встречаем тех же «ма-
леньких» людей. И в Петербурге Гоголя мы
видим те же угрюмые «серые, желтые и гряз-
но-зеленые дома».
Но так ли действительно безысходна жизнь
в этом городе? Неужели у этих людей, кото-
рых «среда заела», нет никакого выхода? В ду-
ше героя «Преступления и наказания» и в
душе самого писателя — мечта о городе пре-
красном, созданном для счастья людей. Об
этом думает Раскольников, идя на убийство:
«Он даже очень было занялся мыслию об ус-
тройстве высоких фонтанов и о том, как бы
они хорошо освежали воздух на всех площа-
дях». Мне кажется, что именно вера в Петер-
бург будущего как в город светлый, свежий,
в котором ничто не теснит ум и душу, заста-
вила Достоевского показать в своем романе
этот город таким, каким мы его увидели. Ес-
ли лучшей будет участь людей, живущих
в Петербурге, то и атмосфера в городе будет
другой.