ПЕТЕРБУРГ Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО
(вариант 4)
Образ Петербурга занимает видное место
в творчестве русских писателей. О Петербурге
дворцов, палат — символе петровской эпохи —
писали А. С. Пушкин («Медный всадник»),
Н. В. Гоголь («Невский проспект»), Андрей Бе-
лый («Петербург»), Александр Блок, Анна Ах-
матова, Осип Мандельштам. В своем подходе
к изображению Петербурга Ф. М. Достоев-
ский близок к Гоголю и особенно к Н. А. Не-
красову.
В романе «Преступление и наказание»
мы встречаемся не с парадной стороной пре-
красного города, а с черными лестницами,
облитыми помоями, дворами-колодцами, на-
поминающими душегубку. Петербург Досто-
евского — это город облупленных стен, не-
выносимой духоты и зловония. Это город, в
котором невозможно быть здоровым. Он ду-
шит и давит человека. Он — соучастник
преступлений, питательная среда бредовых
идей и теорий. Он свидетель кошмарных снов,
человеческих трагедий.
Достоевский много внимания уделяет опи-
санию убогих интерьеров меблированных
комнат. Но остальное его внимание обращено
на запахи и символические цвета. Так, жел-
тый цвет — символ болезни, нищеты, убо-
жества жизни. Желтые обои и мебель жел-
того цвета в комнате старухи-процентщицы,
желтое от постоянного пьянства лицо Мар-
меладова, желтая, «похожая на шкаф или на
сундук» каморка Раскольникова. Дома, окра-
шенные в желто-серый цвет. Соня Мармела-
дова пошла «по желтому билету», желтова-
тые обои в ее комнате. «Мебель желтого от-
полированного дерева» в кабинете Порфирия
Петровича, перстень с желтым камнем на
руке Лужина. Таких примеров много. Эти
детали отражают безысходную атмосферу
существования главных действующих лиц
произведения, являются предвестниками не-
добрых событий.
Однако в романе упоминается и зеленый
цвет, цвет «фамильного» мармеладовского
платка. Этот платок, как крест, носит Катери-
на Ивановна, а за ней и Соня Мармеладова.
Платок олицетворяет одновременно и страда-
ния, которые выпадают на долю его облада-
тельниц, и их искупительную силу. Умирая,
Катерина Ивановна произносит: «Бог сам зна-
ет, как я -страдала...». Отправляясь за Рас-
кольниковым, который идет сознаваться в
преступлении, Соня надевает на голову этот
платок. Она готова принять на себя страдание
и Искупить этим вину Раскольникова. В эпи-
логе, в сцене перерождения, воскрешения
Раскольникова, Соня появляется в этом же
Платке, осунувшаяся после болезни. В этот
момент зеленый цвет страданий и надежд
главных героев произведения превозмогает
желтый цвет больного Петербурга. На их боль-
ных лицах засияла «заря обновленного буду-
щего», они готовы воспринимать новую жизнь.
Итак, образ Петербурга в романе Досто-
евского «Преступление и наказание» симво-
личен. Он является, с одной стороны, соци-
альным фоном, на котором разворачиваются
события романа, с другой — сам является
действующим лицом, соучастником страшно-
го поступка Раскольникова, а также и его
раскаяния, возвращения в мир людей.