СЕМЬЯ МАРМЕЛАДОВЫХ
И ЕЕ РОЛЬ
В РОМАНЕ Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО
«ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ»
Роман Ф. М. Достоевского «Преступление
и наказание — одно из самых глубоких
и сложных произведений русской литерату-
ры, в котором автор рассказал об истории ги-
бели души главного героя после совершения
им преступления, об отчуждении Родиона
Раскольникова от всего мира, от самых близ-
ких ему людей — матери, сестры, друга. До-
стоевский утверждал, что вернуться в этот
мир, снова стать полноправным членом об-
щества можно, лишь воспротивившись чело-
веконенавистническим идеям, очистившись
страданием. Вдумчиво читая роман, неволь-
но осознаешь, как глубоко автор проник в ду-
ши и сердца своих героев, как замечательно
постиг человеческий характер, с какой гени-
альностью поведал о нравственных потрясе-
ниях главного героя.
Центральной фигурой романа является,
конечно, Родион Раскольников. Но в «Пре-
ступлении и наказании» много других дейст-
вующих лиц. Это Разумихин, Авдотья Рома-
новна и Пульхерия Александровна, Расколь-
никовы, Петр Петрович Лужин, Аркадий
Иванович Свидригайлов, Мармеладовы.
Семья Мармеладовых играет особую роль
в романе. Ведь именно Сонечке Мармеладо-
вой, .ее вере и бескорыстной любви обязан Рас-
кольников своим духовным возрождением. Ее
великая любовь, исстрадавшаяся, но чистая
22 Зак. 269 673
душа, способная даже в убийце увидеть чело-
века, сопереживать ему, мучиться вместе с
ним, спасли Раскольникова.
Да, Соня — «блудница», как пишет о ней
Достоевский, но она была вынуждена прода-
вать себя, чтобы спасти от голодной смерти
детей мачехи. Даже в своем ужасном положе-
нии Соня сумела остаться человеком, пьянст-
во и разврат не затронули ее душу. А ведь
перед ней был яркий пример опустившегося,
полностью раздавленного нищетой и собст-
венным бессилием что-то изменить в жизни,
отца. Терпение Сони и ее жизненная сила во
многом происходят от ее веры. Она верит в
Бога, в справедливость всем сердцем, не вда-
ваясь в сложные философские рассуждения,
верит слепо, безрассудно. Да и во что еще мо-
жет верить восемнадцатилетняя девушка, все
образование которой — «несколько книг со-
держания романтического», видящая вокруг
себя только пьяные ссоры, дрязги, болезни,
разврат и горе человеческое?
Достоевский противопоставляет смирение
Сони бунту Раскольникова. Впоследствии Ро-
дион Раскольников, не приняв умом религи-
озности Сони, сердцем решает жить ее убеж-
дениями. Но если образ Сони представляется
нам на протяжении всего романа, то ее отца,
Семена Захарыча и мачеху Катерину Ива-
новну с ее тремя маленькими детьми, мы ви-
дим лишь в нескольких эпизодах. Но эти
немногочисленные эпизоды необыкновенно
значимы.
Первая встреча Семена Захарыча Марме-
ладова и Родиона Раскольникова происходит
в самом начале романа, когда Раскольников
решился на убийство, но до конца не уверо-
вал в свою «наполеоновскую» теорию. Роди-
он находится в каком-то лихорадочном со-
стоянии: окружающий мир для него сущест-
вует, но как бы в нереальности: он почти
ничего не видит и не слышит. Его мозг свер-
лит только один вопрос: «Быть или не быть?»
Для Раскольникова Мармеладов — просто
пьяненький завсегдатай распивочной. Пона-
чалу невнимательно слушая монолог Марме-
ладова, Раскольников вскоре проникается к
рассказчику любопытством, а затем и сочув-
ствием. Этот, грязный, утративший всякое
человеческое достоинство отставной чинов-
ник, обворовывающий собственную жену
и просящий у дочери-проститутки деньги НЕ
похмелье, чем-то трогает Раскольникова, за-
поминается ему. В Семене Захарыче сквозг
его отталкивающую внешность все же про-
глядывает что-то человеческое. Чувствуется
что его мучает совесть, что ему больно и про-
тивно его настоящее положение. Он не винич
жену в том, что она, может быть, сама тоге
не желая («не в здравом рассудке сие сказа-
но было, а при взволнованных чувствах, в бо-
лезни и при плаче детей не евших, да и ска-
зано более ради оскорбления, чем в точной
смысле...»), толкнула Соню на улицу. Дочь
же свою Мармеладов вообще считает святой.
Семен Захарыч раскаивается в своей «слабо-
сти», ему тяжело видеть голодных детей и
чахоточную Катерину Ивановну, в запальчи-
вости он кричит: «Я прирожденный скот!?>
Мармеладов •— слабый, безвольный человек,
но он способен остро чувствовать чужую боль
и несправедливость. Душа его не очерствела,
не стала, несмотря ни на что, глухой к стра-
даниям людей. Мармеладов любит жену и ее
маленьких детей. Особенно трогательны сло-
ва Катерины Ивановны на поминках Марме-
ладова о том, что после его смерти в кармане
у ее мужа нашли мятного петушка.
Мармеладов, может быть, смешон и жалок
со своей мольбой о прощении, но он искренен,
да и не так много надо этому несчастному че-
ловеку: всего-то чтобы его выслушали без на-
смешки и хотя бы попытались понять. Соня
смогла понять Раскольникова-убийцу, значит,
и Мармеладов заслуживает если не оправда-
ния, то, по крайней мере, сострадания.
Совсем другой человек — Катерина Ива-
новна. Она благородного происхождения, из
разорившейся дворянской семьи, поэтому ей
приходится во много раз тяжелее, чем падче-
рице и мужу. Дело даже не в житейских
трудностях, а в том, что у Катерины Иванов-
ны нет отдушины в жизни, как у Сони и Се-
мена Захарыча. Соня находит утешение в мо-
литвах, в Библии, а ее отец хоть ненадолго
забывается в кабаке. Катерина Ивановна
же — натура страстная, дерзкая, бунтарская
и нетерпеливая. Ей кажется настоящим адом
окружающая обстановка, а людская подлость,
с которой она сталкивается на каждом шагу,
больно ранит ее. Катерина Ивановна не уме-
ет терпеть и молчать, как Соня. Сильно раз-
674
витое в ней чувство справедливости побужда-
ет ее к решительным действиям, что ведет к
непониманию ее поведения окружающими.
О бедственном положении семьи Марме-
ладовых, смерти Катерины Ивановны и Се-
мена Захарыча автор «Преступления и нака-
зания» рассказывает для того, чтобы чита-
тель почувствовал ту душную, тесную,
невыносимую атмосферу Петербурга, в кото-
рой вынуждены были жить социальные низы
общества. А ведь к ним принадлежал глав-
ный герой романа, и теория «сверхчеловека»
родилась именно в такой обстановке.
Семья Мармеладовых — одна из тысяч по-
добных ей семей бедняков. История этой семьи
является как бы предысторией преступления
Раскольникова. Однако роль семьи Мармела-
довых не ограничивается лишь созданием фо-
на, на' котором развивалась трагедия пре-
ступления Родиона Раскольникова.
Широко известен термин «Петербург До-
стоевского». В «Преступлении и наказании»
«Петербург Достоевского» — это увеселитель-
ные заведения, кабаки, пьяные женщины-са-
моубийцы, подлость, злоба и жестокость по-
давляющего большинства людей, мелочные
ссоры, ужасающие внешние условия жизни.
Ф. М.Достоевский путем противопостав-
ления характеров членов семьи Мармеладо-
вых и Лужина, Раскольникова и Разумихи-
на, Свидригайлова и Дунечки Раскольниковой
подчеркивает контрасты современной ему
действительности с ее социальным неравенст-
вом, угнетением одних и богатством других.
И, пожалуй, самое главное то, что в изображе-
нии семьи Мармеладовых читатель ясно видит
Достоевского-гуманиста с его любовью к «ма-
леньким людям» и стремлением разобраться в
душе даже самого страшного преступника.