ДВОЙНИКИ И АНТИПОДЫ
РАСКОЛЬНИКОВА
(по роману Ф. М. Достоевского
«Преступление и наказание»)
Достоевский в романе «Преступление и
наказание» -задумывается над вечными во-
просами: «В чем смысл жизни? Какова сущ-
ность добра и истины? Где грань между доб-
ром и злом?» Ответы на эти вопросы и ищут
герои романа. Достоевский считает, что «че-
ловек не родится для счастья. Человек за-
служивает свое счастье, и всегда страдани-
ем,.. Есть такая вечная радость, за которую
можно заплатить страданием». Зло в произве-
дении Достоевского — это то искушение, кото-
рое не обходит ни одного из его героев, но од-
ни находят в себе силы устоять перед ним,
а вторые не могут понять, что за его внешней
привлекательностью кроется ложь.
Раскольников живет в мире, где полно
униженных и оскорбленных, в мире, из кото-
рого нет выхода. Даже комнатенка его под
самой кровлей пятиэтажного дома, которую
он снимает у квартирной хозяйки, скорее по-
хожа на гроб, чем на человеческое жилье.
Живя в этой тесной каморке, видя вокруг чу-
довищную несправедливость, Раскольников
создает теорию, которая страшна и нелепа
в своей сущности. Он делит людей на два
разряда: обыкновенных, которые сплошь ни-
чтожества и «твари дрожащие», и высших,
«властелинов судеб», которые приравнива-
ются к Наполеонам. К таким «сверхчелове-
кам» он относит и себя, тем самым оправды-
вая свое преступление. Но теория Расколь-
никова терпит крах, потому что, хотя он и
«преступил черту», и вроде бы доказал, что
он Наполеон, на самом деле уподобился той
же «твари дрожащей». Раскольников мало
чем отличается от Лужина, лживого и лице-
мерного. Он в душе и сам понимает, что тот
его двойник, но не хочет и не может в*этом
признаться.
Лужин —; самый ненавистный Достоев-
скому персонаж в романе. Именно такие, как
Лужин, и делают этот мир жестоким и не-
справедливым. Лужин вышел из провинции,
там накопил свои первые деньги. Он полуоб-
разован, даже не совсем грамотен, но умеет
приспособиться. Он переехал в Петербург,
чтобы заняться адвокатурой, так как эта
профессия обещает хорошие барыши и по-
четное положение в обществе. Лужин чело-
век деловой, обеспеченный, способен содер-
жать семью, поэтому он решает жениться.
Дуню он выбрал не потому, что любит, а из
той же выгоды для себя. Он понимает, что
красивая, образованная, умеющая себя дер>-
675
жать жена, может помочь в карьере. И еще:
«он положил взять девушку честную, но без
приданного и непременно такую, которая
испытала страдания, потому что муж ничем
не должен быть обязан своей жене, лучше
если жена считает мужа за своего благоде-
теля».
Словом, у Лужина тоже есть теория, ко-
торой он оправдывает свои самые что ни
на есть корыстные мотивы женитьбы на
Дуне. Вот как о нем рассуждает Раскольни-
ков: «Свою собственную казуистику выдума-
ем, у езуитов научимся и на время, пожалуй,
и себя самих успокоим, убедим себя, что так
и надо, действительно надо для доброй це-
ли». Но в этом с ним схож и сам Раскольни-
ков. Ведь он тоже свою «казуистику» выду-
мал и поверил в спасительность своей тео-
рии. Идее Раскольникова во многом созвучна
и лужинская «теория разумного эгоизма».
«Пойдешь за несколькими зайцами разом,
и не одного не достигнешь», — проповедует
Лужин. «Возлюбишь одного себя, то и дела
свои обделаешь как следует и кафтан твой
останется цел», — вот, согласно Лужину,
правильная линия поведения. Раскольников
продолжает эту мысль: «А доведете до по-
следствий, что вы давеча проповедовали, и
выйдет, что людей можно резать...» Но ведь
сам Раскольников тоже создал теорию, где
оправдывает убийство.
Много общего у Раскольникова и со Свид-
ригайловым. Свидригайлов пришел к Расколь-
никову, предполагая встретить в нем врага.
РаскЪльников дважды угрожает убить Свид-
ригайлова, а между тем, скрепя сердце, при-
знает, что они одного поля ягоды. Свидригай-
лов говорит: «Мне все кажется, что в вас есть
что-то к моему подходящее». Да и Расколь-
ников чувствует, что .в Свидригайлов имеет
какую-то власть над ним. Свидригайлов цини-
чен, никому, ничему и ни во что не верит, не-
навидит весь мир, но осознает свое бессилие
перед ним. Поэтому его трагическая гибель за-
кономерна.
.Противостоит Раскольникову его друг Ра-
зумихин. Это широкой души человек. Он мог
удариться в разрушительный запой, мог пре-
вратиться и в своеобразного Обломова. Он
суетится, пьет, заводит дружбу с полицей-
скими чиновниками, устраивает студенчес-
кие вечеринки, спорит до хрипоты. Он может
найти общий язык и с кухаркой, и с Порфи-
рием, и с Лужиным. Разумихин наивен, но в
то же время умен. Он не поверил в винов-
ность Миколки, объяснил загадку обронен-
ных сережек, он ухватил главное в теории
Раскольникова. Разумихин — добрый чело-
век. Он умело ухаживает за больным Рас-
кольниковым: приводит к нему доктора, по-
купает ему приличную одежду, заботится
о его матери и сестре. Разумихин верный
друг. Он сам говорит: «кликни меня, и я при-
ду». Ведь Разумихин заботится о Раскольни-
кове даже тогда, когда знает, что он убийца.
Он смотрит в душу человека и видит ее сущ-
ность. Лужин, по его мнению, уже безнадеж-
ный человек, но убийцу Раскольникова мож-
но спасти. В Разумихине легко уживается
самоотверженность во имя спасения близко-
го человека со стремлением к личному счас-
тью. Но Разумихин знает свою цель и твердо
к ней идет. Он прекрасно понимает, что для
того, чтобы нормально жить самому и помо-
гать другим, нужны средства. Однако он не
идет на преступление, чтобы добыть эти
средства, но ищет, как ныне принято гово-
рить, легальный источник дохода. И находит.
Зарабатывая на жизнь грошовыми перевода-
ми, он пригляделся к издательскому делу и
решил, что сможет стать издателем — чест-
ным, культурным и полезным. Разумихин
намерен в течение трех-четырех лет поло-
жить «начало будущего состояния» и пере-
ехать затем в Сибирь, где «почва богата во
всех отношениях, а работников, людей и ка-
питалов мало». В этом новом Разумихине
угадывается «железная воля».
Идейным антиподом Раскольникова явля-
ется Порфирий Петрович. Пристав следст-
венных дел, человек умный, осторожный, сме-
лый, он хорошо знает следственную практику,
не держится рутины. После убийства Алены
Ивановны он старается уличить Раскольни-
кова в преступлении. Но улик у него нет, и
единственным его орудием становится пси-
хология. Он заставляет Раскольникова каж-
дую минуту думать о том, что ему, следова-
телю, известна вся его подноготная. Он даже
не подвергает Раскольникова предваритель-
ному заключению, потому что знает, что тот
«психологически не убежит». «Видали бабоч-
676
ку перед свечкой? Ну, так вот он все будет,
все будет около меня, как около свечки, кру-
житься; свобода не мила станет, станет за-
думываться, запутываться, сам себя кругом
запутает, как в сетях, затревожит себя на-
смерть!..» Порфирий советует Раскольнико-
ву пострадать. Но страдание каждый из них
понимает по-своему. Для Порфирия Петро-
вича — это каторга, которая должна привес-
ти к покорности. Но для Раскольникова ка-
торга — это очищение. Ведь на каторге Рас-
кольников жалеет не столько о пролитой им
крови, сколько о том, что сломался под взя-
тым на себя грузом.
О Соне Мармеладовой Раскольников впер-
вые услыхал от ее отца. Он видит в ней близ-
кого человека, потому что она тоже, по его
мнению, совершила преступление. Более
страшное преступление, потому что убивает
себя. Но Соня жертвует собой во имя других.
Потом будет жертвовать и во имя его, приняв
тем самым на себя его страдания. Соня стара-
ется развенчать бесчеловечную теорию Рас-
кольникова. Выход для Сони кроется в при-
нятии основных христианских норм. Для Со-
ни религия не условность, а то, что помогает
выжить в этом мире. Ее христианская идея в
итоге побеждает теорию Раскольникова. С это-
го начинается нравственное возрождение
главного героя.
И Раскольников, и Лужин, и Свидригай-
лов — эгоисты. Все они живут для себя.
Но Раскольников не одинок, рядом с ним Ра-
зумихин, Соня. Они-то и помогут ему возро-
диться.