«НОВЫЕ ЛЮДИ»
В РОМАНЕ Н. Г. ЧЕРНЫШЕВСКОГО
«ЧТО ДЕЛАТЬ?»
Н. Г. Чернышевский писал свой роман
«Что делать?», будучи заключенным в Петро-
павловскую крепость. В этом романе он писал
о «новых людях», которые только что появи-
лись в стране.
В романе «Что делать?», во всей его образ-
ной системе Чернышевский пытался предста-
вить в живых героях, в жизненных ситуациях
те нормативы, которые, как он полагал, долж-
ны явиться главным мерилом общественной
морали. В их утверждении Чернышевский ви-
дел высокое предназначение искусства.
Герои «Что делать?» — «особенные люди»,
«новые люди»: Лопухов, Кирсанов, Вера Пав-
ловна. Их так называемый разумный эгоизм —
результат осознанной целеустремленности,
убежденности в том, что индивидууму может
быть вполне хорошо лишь в разумно устроен-
ном обществе, среди людей, которым тоже хо-
рошо. Этих правил, как мы знаем, придержи-
вался в жизни сам Чернышевский, им следуют
«новые люди» — герои его романа.
689
«Новые люди» не грешат и не каются.
Они всегда размышляют и поэтому делают
только ошибки в.расчете, а потом исправля-
ют эти ошибки и избегают их в последующих
выкладках. У «новых людей» добро и истина,
честность и знание, характер и ум оказыва-
ются тождественными понятиями; чем умнее
человек, тем он честнее, потому что он мень-
ше делает ошибок. «Новые люди» никогда
ничего не требуют от других, им самим необ-
ходима полная свобода чувств, мыслей и по-
ступков, и потому ,они глубоко уважают эту
свободу в других. Они принимают друг от
друга то, что дается, — не говорю, добро-
вольно, этого мало, но с радостью, с полным
и живым наслаждением.
Лопухов, Кирсанов и Вера Павловна, яв-
ляющиеся в романе «Что делать?» главными
представителями людей нового типа, не де-
лают ничего такого, что превышало бы обык-
новенные человеческие возможности. Они
люди обыкновенные, и такими людьми при-
знает их сам автор; это обстоятельство чрез-
вычайно важно, и оно придает всему роману
особенно глубокое значение. Описывая Лопу-
хова, Кирсанова и Веру Павловну, автор ут-
верждает: вот такими могут быть обыкновен-
ные люди, и такими они должны быть, если
хотят найти в жизни много счастья и на-
слаждения. Желая доказать читателям, что
они действительно обыкновенные люди, ав-
тор выводит на сцену титаническую фигуру
Рахметова, которого он сам признает необык-
новенным и называет его «особенным». Рах-
метов в действии романа не участвует, да
ему в нем нечего и делать. Такие люди, как
он, только тогда и там бывают необходимы,
когда и где они могут быть историческими
деятелями. Их не удовлетворяет ни наука,
ни семейное счастье. Они любят всех людей,
страдают от каждой совершающейся неспра-
ведливости, переживают в собственной душе
великое горе миллионов и отдают на исцеле-
ние этого горя все, что могут отдать. Попыт-
ку Чернышевского представить читателям
особенного человека можно назвать удачной.
До него брался за это дело Тургенев, но со-
вершенно безуспешно.
«Новые люди» Чернышевского — дети го-
родских чиновников и мещан. Они трудятся,
занимаются естественными науками и рано
начали пробивать себе дорогу в жизни. Поэто-
му они понимают людей труда и выходят на
путь преобразования жизни. Они занимаются
делом, которое необходимо народу, отказав-
шись от всех благ, которые могла бы им дать
частная практика. Перед нами целая группа
единомышленников. Основой их деятельности
является пропаганда. Студенческий кружок
Кирсанова — один из самых действенных.
Здесь воспитываются молодые революционе-
ры, здесь формируется личность «особенного
человека», революционера-профессионала.
Чернышевский затрагивает и проблему
эмансипации женщин, Вырвавшись из роди-
тельского дома, Вера Павловна освобождает
и других женщин. Она создает мастерскую,
где помогает бедным девушкам найти свое ме-
сто в жизни. Чернышевский таким образом
хочет показать, чтб нужно перенести из буду-
щего в настоящее. Это и новые трудовые от-
ношения, и справедливая оплата труда, и сов-
мещение умственного труда с физическим.
Таким образом, русская литература как
зеркало отразила появление «новых людей»,
новые тенденции в развитии общества. В то
же время литературные герои стали образца-
ми для поклонения, для подражания. А соци-
альная литературная утопия «Что делать?»
в той части, где рассказывается о справедли-
вой организации труда и вознаграждении за
труд, стала путеводной звездой для несколь-
ких поколений русских революционеров.