ОБРАЗ ГЛАВНОГО ГЕРОЯ
ПОВЕСТИ Н. С. ЛЕСКОВА
«ОЧАРОВАННЫЙ СТРАННИК»
В повести «Очарованный странник»
Н. Лесков создает совершенно особый, не со-
поставимый ни с одним из героев русской ли-
тературы образ человека, который настолько
органично слит с изменчивой стихией жизни,
что ему не страшно в ней потеряться. Это —
Иван Северьяныч Флягин, «очарованный
странник»; он «очарован» сказкой жизни, ее
волшебством, поэтому для него в ней не су-
ществует границ. Этот мир, который герой
воспринимает как чудо, бесконечен, как бес-
конечно и его странствие в нем. У него нет
никакой конкретной цели путешествия, ибо
жизнь — неисчерпаема.
Каждое новое пристанище Флягина — это
очередное открытие жизни, а не просто смена
того или иного занятия.
Широкая душа странника уживается аб-
солютно со всеми — будь то дикие киргизы
или строгие православные монахи; он на-
столько гибок, что согласен жить по законам
тех, кто его принял: по татарскому обычаю
он не на жизнь, а на смерть сечется с Сава-
рикеем, имеет по мусульманскому закону не-
сколько жен, в монастыре он не только не
ропщет на то, что в наказание его заперли на
все лето в темном погребе, но даже умеет
найти в этом радость: «Здесь и церковный
звон слышно, и товарищи навещали». Но не-
смотря на такую уживчивую натуру, он ни-
где не задерживается надолго.
Может показаться, что Иван легкомыслен,
непостоянен, неверен себе и другим, поэтому
он скитается по миру и не может найти себе
пристанища. Но это не так. Свою преданность
и верность он доказывал не раз — и тогда, ког-
да спас от неминуемой гибели семью графа К.,
и в отношениях с князем и Грушей. А столь
частая смена мест обитания и постоянный мо-
тив бегства Флягина объясняются вовсе не не-
довольством жизнью, а, напротив, жаждой ис-
пить ее до последней капли. Он настолько от-
крыт жизни, что она несет его по течению, а он
с мудрой покорностью следует ему. Но это —
не следствие душевной слабости и пассивнос-
ти, а полное принятие своей судьбы.
Часто Флягин не отдает себе отчета в по-
ступках, интуитивно полагаясь на мудрость
жизни; доверяя ей во всем. И высшая сила,
перед которой он открыт и честен, вознаг-
раждает его за это и хранит. Иван неуязвим
для смерти, к которой он всегда готов. Чудом
он спасается от гибели, удерживая коней на
краю пропасти; цыган вынимает его из петли;
он одерживает верх в поединке с татарином;
бежит из плена; спасается от пуль во время
войны. Флягин говорит о себе, что он «всю
жизнь погибал, но не мог погибнуть», и объ-
ясняет это тем, что он — «большой греш-
ник», которого «ни земля, ни вода принимать
не хочет».
На его совести смерть монаха, татарина
и цыганки Груши, он без зазрения совести
бросает своих детей от татарских жен, его
«искушают бесы». Но ни один из его «грехов-
ных» поступков не порожден ненавистью, ло-
жью, жаждой личной выгоды. Смерть мона-
ха — результат несчастного случая, Савари-
кея Иван засек до смерти в честном бою, а
в истории с Грушей он поступил, следуя ве-
лению своей совести, полностью сознавая,
что он совершает убийство... Понимая неми-
нуемость смерти цыганки, он берет грех на
себя, надеясь в будущем вымолить у Бога
прощение. «Ты поживешь, ты Богу душу от-
молишь и за мою душу, и за свою, не погуби
же меня, чтобы я на себя руку подняла», —
умоляет его несчастная Груша.
У Ивана своя собственная религия, своя
мораль, но в жизни он всегда честен перед
собой и другими людьми. Повествуя о своей
жизни, Флягин ничего не утаивает, ибо душа
его открыта как для Бога, так и для случай-
ных попутчиков. Флягин наивен и прост, как
младенец, но когда он борется с несправед-
ливостью и злом, он может быть решитель-
ным и даже жестоким. За истязание птички
он наказывает барскую кошку и отрезает ей
хвост, за что сам терпит суровое наказание.
Ему «за народ очень помереть хочется», и он
отправляется на войну вместо юноши, с кото-
рым не в силах расстаться родители.
Флягин — необыкновенно одаренный че-
ловек, для него нет ничего невозможного.
Тайна его силы, неуязвимости и удивитель-
ного дара — обычно ощущать радость — за-
ключается в том, что он всегда поступает
701
так, как того требуют обстоятельства. Он жи-
вет в гармонии с миром, когда мир гармоничен,
и он готов сражаться со злом, когда оно стоит
на его пути.