В ПОВЕСТИ Н. С. ЛЕСКОВА
«ОЧАРОВАННЫЙ СТРАННИК»
Повесть Лескова «Очарованный'странник»
была написана во второй половине XIX века.
В центре этого произведения — жизнь обыч-
ного русского мужика Ивана Северьяновича
Флягина. Этот образ вобрал в себя все черты
народного характера русского человека.
Лесков отмечает внешнее сходство Ивана
Северьяновича с легендарным героем былин
Ильей Муромцем. «Это был человек огром-
ного роста, с смуглым открытым лицом и гу-
стыми волнистыми волосами свинцового цве-
та: так странно отливала его проседь. Он был
одет в послушничьем подряснике с широким
монастырским ременным поясом и в высоком
черном суконном колпаке... Этому новому на-
шему спутнику.,, по виду можно было дать с
небольшим лет за пятьдесят; но он был в пол-
ном смысле слова богатырь, напоминающий
дедушку Илью Муромца», — пишет Лесков.
Из дальнейшего повествования нам ста-
новится известна жизнь этого человека. Он
родился «в крепостном звании» и происходил
из дворовых людей графа К. из Орловской
губернии. Будучи у своей матери «молитвен-
ным сыном», Иван был с самого рождения
предназначен для служения Богу. Но судьба
жестоко обошлась с этим человеком. Он во-
преки своей воле совершает такие поступки,
которые невозможно оправдать: убийство
невинного монаха, женщины, которую лю-
бил. По сути дела он не был виновен в своих
преступлениях. Кажется, что этого человека
преследует злой рок. Недаром Ивану Фляги-
ну предсказал умирающий старец: «А вот...
тебе знамение, что будешь ты много раз по-
гибать и ни разу не погибнешь, пока придет
твоя настоящая погибель, и. ты тогда вспом-
нишь материно обещание за тебя и пойдешь
в чернецы».
Причиной многих поступков Флягина бы-
ла огромная природная сила, которая «так
живчиком и переливается» по его жилам.
И эта неуемная энергия толкает его на самые
безрассудные поступки. Монаха, заснувшего
на возу с сеном, он погубил случайно, в азар-
те быстрой езды. И хотя в молодости Ивана
не слишком тяготит этот грех, с годами он
начинает чувствовать, что когда-нибудь ему
придется его искупить.
Но мы видим, что богатырская мощь, лов-
кость и быстрота героя — это не всегда раз-
рушающая сила. Когда еще совсем мальчиком
Иван едет с графом и графиней в Воронеж, их
повозка чуть не срывается в пропасть. Он ос-
танавливает лошадей, спасает своих хозяев,
хотя сам чуть не погибает, падая с обрыва.
Иван демонстрирует свою удаль, когда
вступает в поединок с татарином. Опять же
из-за безрассудного удальства он попадает
в плен к татарам. Мы видим, как в плену он
начинает испытывать тоску по родине. Он го-
ворит: «...домой хочется... тоска сделалась,
особенно по вечерам, или даже когда среди
дня стоит погода хорошая, жарынь, в стану
тихо, вся татарва от зною попадает да по ша-
трам спит, а я подниму у своего шатра полог
и гляжу на степь...
Зришь сам не знаешь куда, и вдруг перед
тобой отколь ни возьмется, обозначается мо-
настырь или храм, и вспомнишь крещеную
землю и заплачешь».
И хотя прожил он у татар десять лет
(и они к нему относились уважительно), все
равно его тянуло на родину. Поэтому герой
убегает из плена, как только у него появля-
ется такая возможность. Когда позднее Иван
уходит в монашество, его в наказание надол-
го сажают в погреб. Но там ему все равно
лучше, чем в степи: «Ну нет-с: как можно
сравнивать? здесь и церковный звон слышно,
ц товарищи навещали».
Вера для русского человека всегда имела
большое значение. Поэтому Иван Флягин так
мучается среди чужаков в плену. Среди но-
чи он «выползал потихоньку за ставку... и на-
чинал молиться». «Так молишься, — говорит
Иван, — что даже снег инда под коленками
протает и где слезы падали — утром травку
увидишь».
Этот герой много испытал на своем веку.
702
Широкая душа этого человека, его умение
видеть прекрасное раскрывается при его
встрече с Грушей. Он сумел понять ее, про-
явить самоотверженную любовь и предан-
ность. Иван очень сильно переживал гибель
Груши, не вынесшей измены любовника —
князя. После гибели цыганки Иван бредет
неизвестно куда, погруженный в думах, как
бы ему «постраждовать». На пути он встре-
чает старика со старухой. И идет вместо их
сына на пятнадцать лет воевать на Кавказ.
За военный подвиг его представляют к награ-
де, производят в офицеры. Но Иван все рав-
но не доволен собой. Ему не дает покоя голос
совести. Он становится одержим идеей само-
пожертвования, ему «за народ очень поме-
реть хочется».
В конце повести Иван оправдан, очищен
от грехов. Он стал монахом, чернецом, как и
предрекал умирающий старец, и обрел успо-
коение в монастыре.
На примере «очарованного богатыря» Ива-
на Флягина Лесков открывает читателю чер-
ты русского национального характера. Этот
герой далеко не идеальный. Он противоречив:
и добр, и жесток; и прост, и хитер; глубок
и легкомыслен; поэтичен и груб. Он соверша-
ет безрассудные поступки, но и приносит лю-
дям добро. По моему, в этом образе очень хо-
рошо показана широта русской натуры, ее,
если можно так выразиться, безграничность,