ГРЕШНИКИ И ПРАВЕДНИКИ
В ИЗОБРАЖЕНИИ Н. С. ЛЕСКОВА
(по очерку «Леди Макбет
Мценского уезда», вариант 2)
Не того ждала я, как шла к венцу.
Н. А. Некрасов.
Творчество Лескова отличается от твор-
чества других русских писателей XIX века.
Лескова интересуют те же проблемы, кото-
рые интересовали его современников, он пы-
тается ответить на те же вопросы. И тем не
менее при жизни Лесков не был понят. Лишь
совсем недавно Лескова причислили к клас-
сикам. В чем же причина этой непонятости
писателя? Главным образом в том, что у Ле-
скова было особое видение мира, отличное от
других писателей. Лесков видел не только
прекрасные стороны человеческой души,
но и черные, с их пороками и грязью. Он рас-
крывает эти свойства человеческой натуры
перед читателем во всей их неприглядности,
и не щадя бытовых подробностей. Лесков не
делит своих героев на положительных или
отрицательных, но считает, что и те и другие
качества могут сочетаться в одном человеке.
Лесков не только рисует образ своих ге-
роев, но как бы сравнивает их с подобными
героями других писателей.
Особенно ярко мы это видим в очерке
«Леди Макбет Мценского уезда». Уже в на-
звании производится совмещение шекспи-
ровского образа с российской действительно-
708
стью. Может быть, герои Лескова чем-то и
напоминают шекспировских злодеев. Но при
прочтении мы видим, что его леди Макбет
все же русская. И имя у нее наше, русское,
и злодеяния ее уж очень обыденные, цинич-
ные, так и хочется сказать: простые и понят-
ные. Нет, далеко не понятные — страшные и
бесчеловечные в своей жестокости. И еще
страшнее от того, что происходят они не в
далекой Англии, а рядом с нами, в России,
Кто же такая леди Макбет Мценского
уезда, которую вообще-то на самом деле зо-
вут Катерина Измайлова? Черты ее характе-
ра раскрываются в сопоставлении с Катери-
ной Кабановой Островского. Эти две героини
даже заочно спорят между собой. Только Ка-
терина Кабанова, хоть и выросла в патриар-
хальной семье, но все же была богатой купе-
ческой дочерью. А героиня Лескова скорее
всего мещанка. Это их отличие, дальше судь-
бы повторяются. Катерина Островского вы-
ходит замуж за Тихона, потому что мать по-
льстилась на вхождение в богатую семью.
Однообразная жизнь, упреки, грызня старой
Кабанихи — вот ее участь. Как похожа на эту
судьбу жизнь героини Лескова. И брак без
любви, и жила она в доме мужа такой жизнью,
которую Лесков называет «скука русская», от
нее «весело даже удавиться». Разница в том,
что там свекровь вечно недовольная, а здесь
свекор упреками замучил. И измена мужьям
в обоих произведениях есть. Только избран-
ники друг на друга не похожи. Вместо интел-
лигентного Бориса, окончившего московскую
коммерческую академию, приказчик Сер-
гей — вор и подлец, про которого кухарка
Анисья так сказала: «всем вор взял, что рос-
том, что красотою». Теперь мы видим расхож-
дения в характерах двух Катерин. Катерина
Кабанова была натурой поэтичной, летать меч-
тала, муж — богом для нее был. А в реку
бросилась, потому что раскаяния замучили,
потому что грех перед мужем свершила, по-
тому что в суд Божий верила. Доморощенная
же леди Макбет прежде чем в воду бросится,
должна была еще через людской суд пройти, в
Сибирь по этапу путешествие совершить, из-
мену Сергея пережить. Да и в Бога она не ве-
рит, даже молитв не знает, перед смертью
«хочет припомнить молитву и шевелит губа-
ми», а губы ее шепчут слова песни.
В образе Катерины Лескова все контраст-
но, как, впрочем, и в образах героев всех
произведений Лескова. Катерина хрупкая,
изящная, легкая, не красавица, но «по на-
ружности» женщина очень приятная. И этот
ангел во плоти толкает своей изящной руч-
кой Сергея в грудь, да так толкает, что тот на
два шага отлетел. Эта леди не падает мужу
в ноги, раскаиваясь в грехах, а убивает его.
Но сначала она от своего любопытного свек-
ра избавляется. Умер восьмидесятилетний
Борис Тимофеевич «так, как умирали у него
в амбарах крысы, для которых Катерина
Львовна всегда своими собственными руками
приготовляла особое кушанье с порученным
ее хранению опасным белым порошком».
Потом эта леди мужа собственного убила,
над которым еще и потешилась перед смер-
тью: «Катерина засмеялась и страстно поце-
ловала Сергея при муже». Он никак не мог
понять, что жена убить его может: «Что же
вы, варвары», — беспомощно и растерянно
повторяет он.
Герои Лескова — обычные люди, и жела-
ния у них обычные, как у всех, и чувствуют
они вроде одинаково. Любовь. Одни ради нее
на подвиг готовы, другие на убийство. У ге-
роев Лескова злодейство — обыденная рабо-
та. Такую же обыденность в убийстве мы ви-
дим и в главе, где рассказывается об убийст-
ве Феди Лямина. Герои такие же недалекие,
глупые, которые могут убивать так же, как
и обедать, умываться, ложиться спать, но от
этого их грех не меньший. В этом мире толь-
ко грешники и живут: колодники, конвойни-
ки, а рядом с ними призраки. Человек, по
Лескову, свой ад носит в себе, словно кожу.
Этот ад превращается в сущность человека
и тянет его на дно. Недаром Катерина на-
бросилась на свою жертву, «как сильная
щука на мягкоперую плотицу» не где-ни-
будь, а на реке. Река представлена автором,
как символ забвения. Здесь же и сама Ка-
терина утонула.
Автор подводя итог, заявляет, что жизнь
человеческая — высшее благо на земле, ко-
торая дается один раз. И эта жизнь несовме-
стима со злодейством, зло не должно жить
рядом с человеком. Оно отрицает человечес-
кую сущность, а значит, и не принадлежит к
миру людей. Эту мысль и несет автор.