КТО ЖЕ ЭТИ ДУШЕГУБЫ?
(очерк Н. С. Лескова
«Леди Макбет Мценского уезда»)
«Леди Макбет Мценского уезда». Любовь
и кровь. Шекспировские страсти российской
глубинки, горы трупов и фонтаны крови. Что
это за картины?
У Шекспира все происходит в финале его
трагедий, где герои убивают друг друга, травят,
душат и каются. У Лескова то же происходит
в начале его истории и как-то обыденно, без
надрыва, без раскаяния, цинично и весело.
Герои Лескова, в сущности, весьма устой-
чивые образы отечественной литературы. Ти-
пичные пореформенные герои. Зиновий Бори-
сович, «муж Катерины Львовны, человек лет
пятидесяти с лишком». Грамотный купец, не
пьет, встает в шесть утра, чашка чаю — и за
труды праведные.
Его душат Катерина и Сергей. Что же это
за варвары? Кто эти душегубы? Сергей — не-
красовский выходец из народа, весельчак-
приказчик, грамотей, книжки читает. Катери-
на — русская женщина «из бедных», натура
цельная, решительная. «Коня на скаку оста-
новит, в горящую избу войдет».
Но жила она в доме мужа такой жизнью,
которую Лесков именует — «скука русская»,
от нее «весело даже удавиться».
У Лескова все на контрастах. Катерина —
хрупкая, тонкая, легкая, молодая и не красави-
ца, но «по наружности женщина очень прият-
ная». Но при этом обладает какой-то необык-
новенной силой. Стоило ей толкнуть Сергея
в грудь своей изящной ручкой, как тот отлетел
на два шага.
Первым делом Катерина избавилась от
своего любопытного свекра. Умер восьмидеся-
тилетний Борис Тимофеевич «так, как умира-
ли у него в амбарах крысы, для которых Ка-
терина Львовна всегда своими собственными
руками приготовляла особое кушанье».
Потом настал черед мужа, над которым
еще и потешились перед убийством: «Кате-
рина засмеялась и страстно поцеловала Сер-
гея при муже».
Катерина душегубствует сама, ее любов-
ник лишь руки держит у жертвы. Лесков-
ские персонажи очерка для читателя до за-
ключительных сцен остаются абсолютно не-
прозрачными. Что движет их поступками,
что скрыто за телесной оболочкой, каковы
вибрации души?
Очень похоже на античную драму. Толь-
ко там героями руководит безликая судьба,
написанная им на роду, и если совершается
злодеяние, то ради целей великих. У Леско-
ва злодейство — обыденная работа.
. Читаешь главу об убиении Феди Лямина,
которая словно списана из древней летописи,
и сердце от жалости сжимает, — а у героев ни-
каких душевных шевелений, никакой тоски.
Все наработано — один держит, другая душит.
Человек, по Лескову, свой ад носит на се-
бе, словно кожу. Ад этот тянет в глубину,
на дно. Не случайно в финале очерка возни-
кает река, в которой Катерина Львовна «как
сильная щука на мягкоперую плотицу» на-
брасывается на свою несчастную соперницу
Сонетку, скрывается под водой и более не
показывается.
XX век насчитывает множество попыток
различных интерпретаций лесковских обра-
зов. Большинство их сводится к тому, чтобы
представить Катерину или Сергея жертвами
душных условий купеческого быта, поменять
местами палачей и жертв.
Однако, «царство Божие на земле не стоит
одной слезы ребенка». Человеческая жизнь
имеет абсолютную ценность, поэтому столь
же абсолютно злодейство, отнимающее ее.
Оно, злодейство, имеет отрицательное значе-
ние, и поэтому не принадлежит миру людей,
но только находится в нем. Об этом очерк и
в этом значимость характеров и образов глав-
ных персонажей очерка.