«СУЖДЕНЫ ИМ БЛАГИЕ ПОРЫВЫ»
(рассказы А. П. Чехова)
Свое сочинение я назвал словами поэта
Н. Некрасова. Мне кажется, что они точно
выражают то, что я хочу сказать по поводу
рассказов А. Чехова.
Максим Горький боролся в своих произ-
ведениях с «интеллигентами», ничего не ос-
тавившими после себя на земле, кроме мусо-
ра. Антон Павлович Чехов тоже бьет трево-
гу в своих рассказах, показывает как люди,
715
призванные вести за собой народ, превраща-
ются в обывателей, деградируют под влияни-
ем среды, в которую попадают.
Самым сильным в этом ряду, на мой
взгляд, является рассказ «Ионыч» (1898). Сю-
жет рассказа прост: молодой, умный человек
попадает в серый, затхлый городишко С. Мно-
го работает, живет отшельником, презирает
обывателя, с которым не о чем говорить. Инте-
ресы жителей города ничтожны: вино, карты,
нажива, сплетни.
Проходит время, Дмитрий Старцев опус-
кается и становится таким же. Казалось бы,
ну что тут особенного? Вокруг видишь это на
каждом шагу. Время меняет людей. Но прав-
да, так талантливо показанная Чеховым, от-
крывает на многое глаза.
Если человеку дано больше, чем другим,
а он сам себя утопил в обыденности и стал по-
хожим на обывателя, то это духовная смерть.
Ничего больше в жизни не остается, как есть,
пить, копить деньги неизвестно зачем, быть
«живым трупом».
Накопительство разрушает личность, если
нет внутреннего противоядия, если нет боль-
шой жизненной силы, цели жизни. Старцев
мало сопротивлялся, любовь его к Туркиной
тоже была мелковата, уже тогда он в уме под-
считывал деньги, которые получит, если же-
нится на ней. Мужики и больница уже не ин-
тересуют Старцева, он растерял все свои иде-
алы, пошлость захлестнула его.
Герой ненавидит и презирает жизнь ок-
ружающих его обывателей, но это не мешает
ему в конечном итоге и самому умножить их
число. Вся история превращения молодого
доктора Дмитрия Старцева в заплывающего
жиром стяжателя, которого все зовут теперь
только Ионычем, занимает у Чехова менее
двадцати страниц. Но каких!
В юности почти все имеют идеалы, желание
принести пользу обществу, в зрелости у многих
прослеживается стремление к сытости, к бла-
гополучию, к почестям и «теплым» местам. Все
прикрываются пышными фразами о долге, че-
сти, пользе, но внутри у каждого, как бацилла,
сидит, спрятавшись, все тот же «Ионыч».
Чехов своим рассказом предупреждает:
«Не поддавайтесь губительному влиянию
среды, не предавайте своих идеалов, береги-
те в себе человека».
Та же тема пошлости и корысти звучит
в рассказе «Крыжовник». В «Крыжовнике»
символом уродливой жизни, подчиненной уз-
кой, нелепой цели, становится желание героя
приобрести имение, где бы рос свой крыжов-
ник. Всю жизнь он копил, во всем себе отка-
зывал, его жизнь была просто жалкой. Он
мог унижаться из-за каждой копейки, но вот,
наконец, мечта его осуществилась — он ел
свои, в его усадьбе собранные ягоды, он был
счастлив. Правда, они горькие. Но свои!
Да разве это счастье? Разве для этого жи-
вет человек?
А. Чехов дает выразительные портрет-
ные характеристики тому и другому персо-
нажу — постарел, располнел, обрюзг. Абсо-
лютно животная жизнь, лишенная смысла.
Чехов негодует и протестует против такого
образа жизни. Просто быть сытым и счаст-
ливым — этого человеку мало. Должна же
быть какая-то высшая цель.
Чехов каждым своим произведением го-
ворит: «Нет, больше жить так невозможно».
В рассказах «Учитель словесности», «Попры-
гунья», «Человек в футляре» звучит груст-
ная нота обиды за человека, обиды за его
никчемность, приземленность и нежелание
изменить жизнь.
Л. Н. Толстой высоко оценил рассказ «Учи-
тель словесности». Краткий сюжет: учитель
Никитин живет в небольшом городе, работает
в гимназии. Он образован, умен, вроде бы сча-
стлив, женат на любимой женщине. Казалось
бы, в его жизни все хорошо. Но пошлость го-
рода, пошлость безликой женщины с ее гор-
шками, пошлость коллег в гимназии душат
Никитина.
Учитель географии Ипполит Ипполитыч
ограничен, говорит только то, что всем давно
известно, «что Волга впадает в Каспийское
море, а лошади кушают овес». Он туп, ску-
чен, олицетворяет собой многих такого же
рода учителей.
Жена Никитина, Манюся, развела кувши-
ны и горшочки со сметаной, окружила его по-
шлостью со всех сторон в своем маленьком
уютном мирке, в котором так спокойно и слад-
ко живется Никитину.
Работа в гимназии тоже кажется однооб-
разной и утомительной. Никитин, боясь сой-
ти с ума, решает бежать из этого города,
716
от жены, от пошлости, но можно уверенно
сказать, что все это только порыв, минутная
вспышка.
Он останется и постепенно станет вторым
.Ионычем. Чехов устами Никитина восклица-
ет: «Нет ничего страшнее, оскорбительнее,
тоскливее пошлости!» И опять звучит та же
тема. Ведь есть другой мир! Мир, где люди
творят, страдают, ошибаются, создают, сочи-
няют, мучаются... Но они живут в полную си-
лу, а не прозябают.
Только там есть жизнь, где есть великая
цель, где в работе люди находят удовлетво-
рение, где человек живет не для себя, а для
людей. Мне очень близок Чехов, и я ценю его
выше других классиков.
И мне, вслед за Чеховым, хотелось бы по-
вторить его слова: «Если бы каждый человек
сделал на земле все, что мог, как прекрасна
была бы наша земля!»
Ведь так просто! Отчего же мы этого ни-
как не поймем?