ИЗОБРАЖЕНИЕ
«ПОШЛОСТИ ПОШЛОГО ЧЕЛОВЕКА»
В РАССКАЗАХ А. П. ЧЕХОВА
В пору самого высшего творческого рас-
цвета Чехов пишет несколько рассказов об ин-
теллигенции. Он бьет тревогу, предупреждая,
что люди, призванные вести за собой народ,
превращаются в обывателей, деградируют под
влиянием среды, в которую попадают.
Самым сильным, на мой взгляд, является
рассказ «Ионыч» (1898 г.). Сюжет рассказа
прост: молодой, умный человек попадает в
серый, затхлый городишко С. Много работа-
ет, живет отшельником, презирает обывате-
ля, с которым не о чем говорить. Интересы
жителей города ничтожны: вино, карты, на-
жива, сплетни. Проходит время, Дмитрий
Старцев опускается и становится таким же.
Казалось бы, ну что тут особенного, вокруг
видишь это на каждом шагу. Время меняет
людей. Но страшная правда, так талантливо
показанная Чеховым, открывает на многое
глаза. Если человеку дано больше, чем дру-
гим, а он сам себя утопил и стал похожим на
обывателя, то это духовная смерть. Ничего
больше в жизни не остается, как есть, пить,
неизвестно зачем копить деньги, быть «жи-
вым трупом». Накопительство разрушает
личность, если нет внутреннего противоядия,
если нет большой жизненной силы, цели
в жизни.
Старцев мало сопротивлялся, любовь его
к Туркиной тоже была мала, уже тогда он
в уме подсчитывал деньги, которые получит,
если женится на ней. Мужики и больница
уже не интересуют Старцева, он растерял
все свои идеалы, пошлость захлестнула его.
Герой ненавидит и презирает жизнь окру-
жающих его обывателей, но это не мешает
ему в конечном итоге и самому умножить их
число.
Вся история превращения молодого док-
тора Дмитрия Старцева в заплывающего жи-
ром стяжателя, которого все зовут теперь
только Ионычем, занимает у Чехова менее
двадцати страниц, но страшно другое: в жиз-
ни со многими происходит эта метаморфоза.
В юности почти у всех есть идеалы, желание
принести пользу обществу, в зрелости у мно-
гих прослеживается стремление к сытости,
к благополучию, к почестям и «теплым» мес-
там. Все прикрываются пышными фразами о
долге, чести, пользе, но внутри у каждого,
как бацилла, сидит, спрятавшись, все тот же
«Ионыч». Чехов своим рассказом предупреж-
дает: «Не поддавайтесь губительному влия-
нию среды, не предавайте своих идеалов, бе-
регите в себе человека».
Та же тема пошлости и корысти звучит
в рассказе «Крыжовник». В «Крыжовнике»
символом уродливой жизни, подчиненной уз-
кой, нелепой цели, становится страсть героя
приобрести имение, где бы рос свой крыжов-
ник. Всю жизнь он копил, во всем себе отка-
зывал, его жизнь была просто унизительной
и жалкой. Он мог унижаться из-за каждой
копейки, но вот, наконец, мечта его осущест-
вилась — он ел свои, в его усадьбе собранные
ягоды, он был счастлив. Да разве это счас-
тье? Разве для этого живет человек? Чехов
рисует портретные характеристики того и
другого: постарел, располнел, обрюзг. Абсо-
лютно животная жизнь, лишенная смысла.
Чехов негодует и протестует против такого'
назначения человека. Просто быть сытым
717
и счастливым — этого человеку мало. Долж-
на же быть какая-то высшая цель. Чехов
каждым своим произведением говорит: «Нет,
больше жить так невозможно».
В рассказах «Учитель словесности», «По-
прыгунья», «Человек в футляре» звучит гру-
стная нота обиды за человека, обиды за его
никчемность, приземленность и нежелание
изменить жизнь. Л. Толстой высоко оценил
рассказ «Учитель словесности». Учитель Ни-
китин живет в небольшом городе, работает
в гимназии. Он образован, умен, вроде бы
счастлив, женат на любимой женщине. Каза-
лось бы, в его жизни все хорошо. Но пош-
лость города, пошлость безликой женщины
с ее горшками, пошлость коллег в гимназии
душат Никитина. Учитель географии Иппо-
лит Ипполитыч — ограниченный человек, го-
ворит только то, что всем давно известно,
«что Волга впадает в Каспийское море, а ло-
шади кушают овес». Он туп, скучен, олице-
творяет собой многих учителей. Жена Ники-
тина, Манюся, развела кувшины и горшоч-
ки со сметаной, окружила его пошлостью со
всех сторон в своем маленьком уютном
мирке, в котором так спокойно и сладко жи-
вется Никитину. Работа в гимназии ему то-
же кажется однообразной и утомительной.
Никитин, боясь сойти с ума, решает бежать
из этого города, от жены, от пошлости, но
можно уверенно сказать, что все это только
порыв, минутная вспышка. Он останется
и постепенно станет вторым Ионычем. Че-
хов устами Никитина восклицает: «Нет ни-
чего страшнее, оскорбительнее, тоскливее
пошлости».
И опять звучит та же тема. Ведь есть
другой мир! Мир, где люди творят, страдают;
ошибаются, создают, сочиняют, мучаются,
но они живут в полную силу, а не прозябают.
Только там есть жизнь, где есть великая
цель, где в работе люди находят удовлетво-
рение, где человек живет не для себя, а для
людей.
Мне очень близок Чехов, и я ценю его
выше других классиков. И мне, вслед за Че-
ховым, хотелось бы повторить его слова:
«Если бы каждый человек сделал на земле
все, что мог, как прекрасна была бы наша
земля!»