БЕГСТВО БЕЛИКОВА ОТ ЖИЗНИ
(анализ рассказа А. П. Чехова
«Человек в футляре»)
Когда я пробую представить себе Белико-
ва, мне видится человечек, запертый в тес-
ной маленькой черной коробочке. Человек
в футляре... Какое, казалось бы, странное вы-
ражение, а как точно оно отражает человече-
скую сущность.
И самое интересное, что этот человечек
не пытается вырваться из окружающих его
стен, ему там хорошо, уютно, спокойно, он
724
отгорожен от всего мира, страшного мира, за-
ставляющего людей мучиться, страдать, ста-
вящего их перед сложными проблемами, для
решения которых необходимо обладать опре-
деленной решительностью, благоразумием.
Чехов рисует человека, которому не ну-
жен этот мир, у него есть свой, кажущийся
ему лучше. Там все облачено в чехол, покры-
то им и внутри, и снаружи. Вспомним, как
выглядел Беликов: даже «в очень хорошую
погоду» он «ходил в калошах и с зонтиком и
непременно в теплом пальто на вате». И зон-
тик, и часы у него были в чехле, даже «...ли-
цо, казалось, тоже было в чехле, так как он
все время прятал его в поднятый воротник».
Беликов всегда носил «темные очки, фуфай-
ку, уши закладывал ватой и когда садился на
извозчика, то приказывал поднимать верх».
То есть стремление уйти в футляр давало о
себе знать всегда и везде.
Он «всегда хвалил прошлое и то, чего ни-
когда не было», а вот настоящее вызывало у
него истинное отвращение. А его мышление?
Оно тоже все закупорено, зашито. Он даже
мысль свою пряТал в футляр. «Для него были
ясны только циркуляры и газетные статьи,
в которых запрещалось что-нибудь». Почему?
Да потому что в запрещении все четко, опре-
деленно, понятно. Все в футляре, ничего нель-
зя! Вот это и есть идеальная жизнь в понима-
нии Беликова.
Казалось бы, живешь ты в своем футля-
ре, — пожалуйста, живи и дальше. Но не та-
ков был Беликов. Свои цепи, цепи правил,
беспрекословного подчинения, истинной люб-
ви к начальству он навязывает всем окру-
жающим.
Он угнетает всех невероятной осторожно-
стью, футлярными соображениями, давит на
людей, как бы обволакивая их своим темным
чехлом. Беликов против всего нового, яркого,
постоянно опасается, как бы чего не вышло,
как бы не дошло до начальства! Футляр «по-
крывает» его мозг, подавляя положительные
эмоции на корню. Этот «черный футляр» не
выдерживает яркого света, поэтому долой все,
даже самые невинные, но не положенные по
циркуляру развлечения.
Беликов осознает, работая в коллективе,
что надо бы поддерживать отношения с со-
служивцами, а потому старается проявить дру-
жественность, быть хорошим товарищем. Это,
конечно, прекрасно, но в чем же эти чувства
находят выражение? Он приходит к кому-
нибудь в гости, тихо садится в углу и молчит,
тем самым, как он думает, выполняя долг на-
стоящего товарища.
Естественно, что эту робкую «серую
мышку» никто не любит, да и от него любви
не ждут. Но даже в таком человеке просыпа-
ются какие-то чувства, пусть очень слабень-
кие, можно сказать, «еще в самом зароды-
ше», но они есть.
И возникают эти чувства по отношению
к Варваре Саввишне Коваленко, сестре ново-
го учителя истории и географии. Но и тут
Беликов «прячет голову в песок» — все де
надо обдумать, проверить. «Варвара Сав-
вишна мне нравится... и я знаю, жениться
необходимо каждому человеку, но... все это,
знаете ли, произошло как-то вдруг... Надо
подумать».
Даже свадьба у Беликова должна быть
строго «регламентирована)-, а то «женишься,
а потом, чего доброго, попадешь в какую-ни-
будь историю». Принять ответственное ре-
шение Беликову очень трудно. Ему надо дол-
го готовиться, собираться, а там, глядишь,
и проблема сама собой решится, все будет
вновь тихо и спокойно.
К тому же Беликов очень обидчивый, ра-
нимый. Может быть, оттого и такой осторож-
ный? Вспомним, как на него действует кари-
катура, что он испытывает, когда Варя видит
его падающим с лестницы. Эти потрясения
пробивают футляр, а для Беликова это рав-
носильно смерти в прямом смысле слова.
Когда Беликов умирает, создается впе-
чатление, что именно ради этого момента он
и жил. «Теперь, когда он лежал в гробу, вы-
ражение у него было кроткое, приятное, да-
же веселое, точно он был рад, что, наконец,
его положили в футляр, из которого он уже
никогда не выйдет».
Да, Беликов не выйдет; но сколько еще
таких человечков в футляре осталось, сколь-
ко их еще будет!
Возможно, будет их еще много.
Но попробуем поразмыслить, что ждет
человека, ведущего футлярный образ жизни,
в старости. Ведь, наверное, в конце жизнен-
ного пути необходимо ощущение того, что не
725
зря жил на этом свете, нужен кто-то, кто по-
заботился бы о тебе, дал, так сказать, «води-
цы напиться».
А если человек жил в футляре, футляре
«без окон, без дверей», что же его ждет? Оди-
ночество, я думаю, и нежелание окружающих
принять, в его судьбе какое-либо участие.
А одиночество — это страшно, даже для тех,
кто покрыт чехлом с ног до головы.