БОЛЬШАЯ ЛЮБОВЬ
МАЛЕНЬКИХ ЛЮДЕЙ
(по рассказу А. П. Чехова
«Дама с собачкой»)
Безусловно, любовь — самое светлое и
прекрасное чувство. Но жизнь в обществе
накладывает на человека ограничения и за-
преты, призванные направить могучую сти-
хию любви в спокойное семейное русло, где
страсть узаконена и становится лишь одним
из элементов повседневной жизни.
В России в то время, когда жил и творил
Чехов, были очень сильны патриархальные
представления о любви и браке. Считалось
вполне нормальным жениться и выходить за-
муж не по любви, а либо по «разумному рас-
чету», либо по договоренности родителей,
либо из каких-то других соображений жи-
тейского здравого смысла.
Однако прожить без любви или же загнать
в тесные рамки живое свободное чувство дале-
ко не просто. Если человека, обделенного лю-
бовью, не поглощали целиком интересы прак-
тического или духовного свойства, то в какой-
726
то момент он с мучительной остротой и болью
ощущал бессмысленность и бесцельность жиз-
ни. Ему становилось страшно и скучно жить
лишь для того, чтобы — по словам Пушки-
на — благополучно «скончаться посреди де-
тей, плаксивых баб, да лекарей».
Чехов в своем творчестве уделял огром-
ное внимание миру сложных, зачастую не-
предсказуемых движений человеческой ду-
ши и особенно чувству любви.
Герои рассказа Чехова «Дама с собачкой»
живут спокойной и размеренной жизнью, ко-
торая уже давно определилась, приобрела
вполне завершенную форму, а в перспективе
у них — медленное старение. В их жизни нет
места сильным страстям, в ней ничего не
происходит. Скучно!
Героиня едет на море лишь потому, что
в обществе принято ездить на море. Она, как
сотни других праздных, старательно отды-
хающих женщин, исполняет предписанный
ритуал: прогуливается по набережной, гре-
ется на солнце, дышит полезным морским
воздухом.
Гуров живет так же размеренно и скуч-
но. Правда, он время от времени позволяет
себе «маленькие шалости», чтобы как-то
скрасить свои унылые серые будни в семье,
которая всегда была ему чужой. Он изменя-
ет жене, которую не любит, да и никогда не
любил, женившись, скорее всего, чтобы быть
«как все».
Его измены — отнюдь не романтические
приключения, они — часть все того же ру-
тинного порядка.
Любовная связь Гурова и Анны Сергеев-
ны представляется обоим чем-то случайным
и мимолетным, хотя женщина впервые изме-
нила мужу и искренне переживает это.
Тем не менее, этот «южный» роман вносит
в их существование оживление: героев, словно
детей, привлекает то, что любовная связь отно-
сится к сфере запретов, над ней тяготеет при-
тягивающее понятие «нельзя», и они не заду-
мываются о последствиях.
Но эта как будто ни к чему не обязываю-
щая игра постепенно перерастает в серьезное
чувство, а время летнего отдыха уже подошло
к концу. Хотя им и жалко расставаться друг
с другом, они уверены, что справятся с собой
и забудут курортный роман.
Но зародившаяся любовь сильнее их, в
общем-то, слабых и безвольных людей. Гу-
ров ничего не может с собой поделать и от-
правляется в городок, где живет его «дама
с собачкой». Он ни на что не надеется, но при
встрече с Анной Сергеевной узнает, что и она
тосковала по нему, тщетно пытаясь его за-
быть.
Гениальность Чехова именно в том, что он
с потрясающей убедительностью показывает
нам любовь людей самых обыкновенных и
ничем не примечательных, «маленьких».
Анна Сергеевна и Гуров — заурядные
и скучные люди. Они не в силах совладать ни
с любовью, ни с жизнью, и их связь так и ос-
тается обычной связью, ибо они не в состоя-
нии ни разорвать свои отношения, ни всту-
пить друг с другом в законный брак. Гуров
боится своей жены, а Анна Сергеевна не хо-
чет ранить своего мужа.
Однако на самом деле не это главное. Мы
понимаем, что их обоих удерживает страх из-
менить привычный образ жизни. Они продол-
жают время от времени тайком встречаться,
чтобы «урвать» у жизни крупицу счастья,
но это счастье не подлинно. Дело в том, что
они боятся подлинной жизни.
Чехов оставляет конец рассказа откры-
тым, он не показывает читателю, как любовь
его героев неуклонно погружается в болото
пошлой повседневности, но об этом нетрудно
догадаться, поскольку рассказанная им исто-
рия не может иметь иного конца.