ИДЕЙНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
ПЬЕСЫ А. П. ЧЕХОВА
«ВИШНЕВЫЙ САД»
Пьеса «Вишневый сад» — последнее про-
изведение А. П. Чехова. Она была поставлена
на сцене Художественного театра в 1904 го-
ду. Наступает XX век, и Россия становится
капиталистической страной, страной фабрик,
заводов и железных дорог. Этот процесс ус-
корился после освобождения крестьянства.
Черты нового относятся не только к экономи-
ке, но и к обществу, меняются представления
и взгляды людей, утрачивается прежняя си-
стема ценностей.
Действие пьесы происходит в имении по-
мещицы Любови Андреевны Раневской. Соци-
альный конфликт пьесы — конфликт уходя-
щего дворянства с пришедшей ему на смену
буржуазией. Другая сюжетная линия — соци-
ально-романтическая. «Вся Россия — наш
сад» — так устами своих героев говорит сам
Чехов. Но мечта Ани и Пети Трофимова раз-
бивается о практицизм Лопахина, по воле ко-
торого вырубается вишневый сад.
Любовь Андреевна Раневская — это уже
не Николай Петрович Кирсанов из романа
Тургенева «Отцы и дети», который пытается
приспособиться к новым веяниям и делает
попытки перестроить хозяйство. К концу де-
вятнадцатого века после отмены крепостного
права большая часть помещиков разорилась.
Дворянство, привыкшее праздно жить, тра-
тить, но не наживать, не сумело перестроить-
ся, приспособиться к новым условиям. Лю-
бовь Андреевна давно уже «спустила» все свое
состояние, ее имение заложено и перезало-
жено, но она в силу привычки не может из-
менить расточительный образ жизни. Ранев-
ская не понимает, что наступившее время
требует от нее постоянных усилий, необхо-
димых для материального выживания.
Любовь Андреевна живет эмоциями, вос-
поминаниями о прошлом, она растеряна,
сломлена всем происходящим и, скорее всего,
просто боится думать о настоящем. И если ее
можно понять — ведь эта женщина избалова-
на многолетней праздной привычкой- просто
порхать по жизни, то ее брат Гаев — смесь
тупого самомнения о своей значительности
и полнейшей ничтожности но всем. Гаев заяв-
ляет, что все свое состояние он «проел на ле-
денцах». В таком-то возрасте старый лакей
Фирс одевает его! Это важная деталь в обри-
совке характера Гаева. Чехов в дневнике пи-
сал: «Вся Россия — страна каких-то жадных
и ленивых людей. Они ужасно много едят,
пьют, любят спать днем и ужасно храпят...»
Гаев завершает галерею «лишних лю-
дей» в русской классической литературе. Его
длинные речи — это.всего лишь пародия.
Конфликт с жизнью разрешается в пользу
торжествующего Лопахина, «хищного зве-
ря», по определению Пети Трофимова. Лопа-
хин — явная противоположность бывшим
владельцам вишневого сада. Беспечности и
непрактичности старых хозяев противопос-
тавлены энергия и хозяйственная целеуст-
ремленность. Он прямой потомок тех, «чьи
лица глядят с каждого вишневого дерева в
саду». Лопахин — потомок крепостных, кото-
рые работали на.Раневских. Он ликует, ку-
пив имение. Трофимов говорит о Лопахине:
«Как в смысле обмена веществ нужен хищ-
ный зверь, который съедает все, что попада-
ется на пути, так и ты нужен».
Чехов ясно видел и понимал хищничес-
кую природу капитала. Приобретательство
калечит человека, становясъ его второй нату-
рой.. Тонкая, нежная душа Лопахина рано
или поздно загрубеет, потому что «коммер-
сант» в нем всегда будет брать верх. Эмоции
и нажива — несовместимые понятия. И все
же Лопахина потрясают слезы Раневской, он
умен и понимает, что не все можно купить и
продать, но практицизм «мужика» побежда-
ет в нем. Но какую новую жизнь можно по-
строить, загубив прекрасный вишневый сад
и отдав землю под дачи? Жизнь и красота
разрушены. Дачники дополнят то, что начал
Лопахин.
Чехов четко показал полную деградацию
и моральное оскудение дворянства, разложе-
ние его как класса. Распад дворянской куль-
туры завершает его экономическое разложе-
ние. Но, по мнению Чехова, капитализм тоже
временное явление, потому что несет с собой
разрушение. Петя советует Лопахину «не
размахивать руками». Что это значит? В эти
слова Чехов вкладывает большое сомнение
в целесообразности действий Лопахина.
729
Герои по-разному видят свое будущее.
Раневская считает, что ее жизнь кончена,
Трофимов и Аня даже в какой-то мере рады
продаже сада, потому что это дает им шанс
начать новую жизнь и вырастить свой сад.
Вишневый сад — это символ прожитого,
и с ним уходят Фирс и Раневская. Старого ла-
кея Фирса забывают. Он остается в пустом,
заколоченном доме, где, вероятно, умрет не от
старости, а от голода и жажды, покорно при-
няв смерть, понимая, что свое прожил и в его
годы смешно цепляться за жизнь. -
Чехов в своей пьесе показал Россию на
перепутье, Россию, в которой еще не изжито
до конца прошлое, где ещё не наступило окон-
чательно настоящее, но уже проглядывает
будущее. Петя Трофимов, этот пассивный
мечтатель и идеалист, представляется Чехо-
ву человеком, который уничтожит власть и
сможет изменить жизнь. Его мечты о равен-
стве, братстве, справедливости, скорее всего,
лишь мечты. В поместье его зовут «облезлым
барином» не только из-за внешности, но и из-
за того, что он остается юношей в своих меч-
тах. Аня верит Трофимову и согласна уехать
с ним в Москву. Видимо, она поступит на кур-
сы, станет революционеркой.
Пьеса кончается возгласом: «Здравствуй,
новая жизнь». Чехов не показал, какой она бу-
дет, да он и не мог показать, потому что шел
1904 год. Трофимов и Аня полны надежд, ис-
пытывая прилив сил и неудержимое желание
трудится на благо людей. Петя, по мнению Че-
хова, должен сменить Лопахина, потому что
именно в его уста автор вкладывает важную
мысль о том, что «вся Россия — наш сад».
Чехов был глубоко убежден, что человеку,
чтобы быть свободным, нужен весь земной
шар. Близилась буря. Писатель предвидел и
ждал ее. В каждом произведении Чехова ясно
выражен протест против бессмысленности и
пошлости человеческого существования. Пье-
са «Вишневый сад» — это прошлое, настоя-
щее и будущее России. Высокую оценку Че-
хову дали многие писатели. Алексей Толстой
писал: «Чехов — это Пушкин в прозе». С этим
утверждением сложно не согласится.
«Вишневый сад» — итог творческого пути
писателя. Этой пьесой Чехов завершил идей-
ное развенчание дворянства, начатое рома-
ном Тургенева «Отцы и дети». За сорок лет,
прошедших после отмены крепостного права,
дворянство в значительной степени утратило
свои экономические позиции, стало посте-
пенно сходить с арены и перестало играть
роль господствующего класса.
В «Вишневом саде» Чехов впервые дал бой
дворянству как классу. Паразитизм дворянст-
ва, пустозвонство, привычка к незаслуженной
роскоши — все вызывает протест писателя.
Новый владелец вишневого сада тоже не явля-
ется положительным героем. Он более жизне-
способен, обладает крепкой хваткой, но в пого-
не за прибылью, несомненно, уничтожит ду-
ховные ценности.