«ВИШНЕВЫЙ САД» А. П. ЧЕХОВА
КАК ОБРАЗЕЦ ЧЕХОВСКОЙ ПЬЕСЫ
Чеховские рассказы полны лирического
настроя, пронзительной грусти и смеха. Та-
ковы и его пьесы, необычные, казавшиеся
странными чеховским современникам. Но
именно в них ярче и глубже всего проявилась
«акварельность» чеховских красок, его про-
никновенный лиризм, пронзающая точность
и откровенность.
Драматургия Чехова имеет несколько
планов, и то, что говорят герои — отнюдь не
то, что скрывает за их репликами сам автор.
А то, что он скрывает, может быть, вовсе не
то, что он хотел бы донести до зрителя,
Из-за этой многоплановости возникают
сложности с определением жанра. Напри-
мер, пьесу «Вишневый сад» сам автор назы-
вал комедией. Но ведь пьеса-то грустная!..
Как известно с самого начала, имение обре-
чено; обречены и герои — Раневская, Гаев,
Аня и Варя: им не на что жить, не на что на-
деяться. Предлагаемый Лопахиным выход
для них невозможен. Все для них символи-
зирует прошлое, какую-то давнюю, прекрас-
ную жизнь, когда все было легко и просто —
и даже умели сушить вишню и возами отправ-
лять в Москву... Но теперь сад состарился,
урожайные годы редки, способ приготовления
вишни забыт... Постоянное неблагополучие
чувствуется за всеми словами и поступка-
ми героев... И даже надежды на будущее,
730
высказанные одним из самых деятельных ге-
роев — Лопахиным — неубедительны.
Неубедительны и слова Пети Трофимова;
«Россия — наш сад», «надо работать». Ведь
сам Трофимов — вечный студент, который ни-
как не может заняться чем-либо серьезным.
Неблагополучие и в том, как развиваются от-
ношения между героями {Лопахин и Варя лю-
бят друг друга, да почему-то не женятся),
и в их разговорах. Каждый говорит о том, что
его интересует в данный момент, и не слуша-
ет других. Героям Чехова свойственна траги-
ческая «глухота»,.поэтому в диалогах переме-
жается важное и мелкое, трагическое и смеш-
ное, глупое.
Ведь в «Вишневом саде», как и в челове-
ческой жизни, перемешаны обстоятельства
трагические (материальные трудности, неспо-
собность героев к действию), драматические
(жизнь любого из героев) и комические (напри-
мер, падение Пети Трофимова с лестницы в
самый напряженный момент). Везде виден
разлад, даже в том, что слуги ведут себя, как
господа. Фирс говорит, сравнивая прошлое и
настоящее, что «все враздробь». Существова-
ние этого человека словно бы напоминает мо-
лодым, что жизнь началась давно, еще до них.
Характерно и то, что его забывают в имении...
И знаменитый звук лопнувшей струны —
это тоже символ. Если натянутая струна — го-
товность, решительность, действенность, то
лопнувшая струна — конец. Правда, есть еще
неясная надежда на экономическое процвета-
ние, ведь повезло же соседнему помещику Си-
меонову-Пищику: он не лучше других, а у него
то глину нашли, то прошла железная дорога-
Жизнь и грустна, и весела. Она трагич-
на, непредсказуема, об этом и говорит Че-
хов в своих пьесах. И поэтому так трудно оп-
ределить их жанр — ведь автор одновремен-
но показывает все стороны жизни.