ДВОРЯНСТВО В ПЬЕСЕ
А. П. ЧЕХОВА «ВИШНЕВЫЙ САД»
Основными темами пьесы А. П. Чехова
«Вишневый сад», написанной в 1904 году, яв-
ляются гибель «дворянского гнезда», победа
предприимчивого купца-промышленника над
отживающими свой век Раневской и Гаевым
и тема будущего России, связанная с образами
Пети Трофимова и Ани. Прощание новой, мо-
лодой России с прошлым, с отживающим, уст-
ремленность к завтрашнему дню — в этом за-
ключается содержание «Вишневого сада».
Россия прошлого, отживающего представ-
лена в пьесе образами Раневской и Гаева.
Обоим героям вишневый сад дорог, дорог как
воспоминание о детстве, молодости, благопо-
лучии, легкой и изящной жизни. Они плачут
о потере сада, но именно они и загубили его,
отдали под топор. При этом они остались вер-
ны красоте вишневого сада, и поэтому они так
ничтожны и смешны. Раневская — в про-
шлом богатая дворянка, имевшая дачу даже
на юге Франции, в Ментоне, обладательница
имения, «прекраснее которого нет ничего на
свете». Но своим непониманием жизни, своей
неприспособленностью к ней, своим безволи-
ем и легкомыслием она довела имение до пол-
ного разорения, до того, что предстоит прода-
жа его с торгов!
Лопахин, предприимчивый купец-промы-
шленник, предлагает владельцам имения путь
спасения усадьбы. Для этого нужно лишь раз-
бить вишневый сад на дачные участки и про-
дать или сдать в аренду. Но хотя Раневская
проливает потоки слез-по поводу потери свое-
го сада, уверяет, что жить без него не может,
она отказывается от предложения Лопахина,
которое кажется ей недопустимым и оскорби-
тельным. Но проходят торги, и Лопахин сам
покупает имение. И тут оказалось, что ника-
кой драмы для хозяйки вишневого сада нет.
Раневская возвращается в Париж к своей не-
лепой «любви», к которой она и без того вер-
нулась бы, несмотря на все ее слова о том, что
она не может жить без родины. Драма, каса-
ющаяся продажи вишневого сада, вовсе не яв-
ляется для его владельца драмой.
И объясняется все это тем, что Раневская
не способна на серьезные переживания. Она
легко может переходить из состояния озабо-
ченности, беспокойства к веселому оживле-
нию. Так произошло и на этот раз. Она быс-
тро успокоилась и даже заявила всем: «Нер-
вы мои лучше, это правда».
Ее брат, Леонид Андреевич Гаев гораздо
мельче своей сестры. Недостатки Гаева дохо-
731
дят до карикатурных размеров. Вспоминая
о прошлом, Раневская целует свой любимый
шкаф. Гаев же произносит перед ним речь.
Гаев — жалкий аристократ, проевший свое
состояние на леденцах. На протяжении всей
пьесы Раневская и Гаев переживают душев-
ное потрясение, они «ничего не видят вокруг
себя, ничего не понимают. Они — паразиты,
лишенные сил снова войти в эту жизнь.
Гаев — представитель заключительного
этапа эволюции таких героев Чехова, как
Иванов, Иван Иванович Чимша-Гималайский
и им подобные герои «своего времени», не су-
мевшие воплотить свои идеалы. Несостоя-
тельность дворянской либеральной интелли-
генции в прошлом определила приход им на
смену людей типа Лопахина. Но на самом де-
ле Чехов связывает будущее процветание с
молодым поколением (Петей Трофимовым и
Аней). Именно им предстоит строить новую
Россию, сажать новые вишневые сады.
«Вишневый сад» — великое творение Че-
хова-драматурга, продолжившего традиции
русских писателей. Еще Гоголь и Грибоедов
мечтали поставить комедию в один ряд с
драмой и трагедией, осуждали пренебрежи-
тельное отношение к ней как к «низкому»
жанру. Следуя их традициям, Чехов поднял
жанр комедии на недосягаемую,высоту.