БУДУЩЕЕ В ПЬЕСЕ А. П. ЧЕХОВА
«ВИШНЕВЫЙ САД»
Пьеса «Вишневый сад», написанная А. П. Че-
ховым в 1904 году, может по праву считать-
ся творческим завещанием писателя. В ней
автор поднимает ряд проблем, характерных
для русской литературы: проблемы деяте-
ля, отцов и детей, любви, страдания и дру-
гие. Все эти проблемы объединены в од-
ной теме — прошлое, настоящее и будущее
России.
В последней пьесе Чехова — один цент-
ральный образ, определяющий всю жизнь ге-
роев. Это вишневый сад. У Раневской с ним
связаны воспоминания всей жизни: и свет-
лые и трагические. Для нее и ее брата Гае-
ва — это родовое гнездо. Вернее даже,- не она
владелица сада, а он (то есть сад) ее владе-
лец. Она говорит, что без вишневого сада не
понимает своей жизни, и если уж нужно его
продавать, то продавать надо и ее вместе с
садом. Но для Раневской и Гаева вишневый
сад — символ прошлого.
Другой герой, Ермолай Лопахин, смотрит
на сад с точки зрения «циркуляции дела». Он
деловито предлагает Раневской и Гаеву раз-
бить имение на дачные участки, а сад выру-
бить. Можно сказать, что Раневская — сад в
прошлом, Лопахин — сад в настоящем. Сад
в будущем олицетворяет молодое поколение
пьесы — Петя Трофимов и Аня, дочь Ранев-
ской. Петя Трофимов, сын аптекаря, сту-
дент-разночинец, честным трудом пробиваю-
щий себе дорогу в жизни. Варя называет
Трофимова вечным студентом, которого уже
два раза исключали из университета. Как
и многие передовые люди России, Петя умен,
горд, честен. Он знает о тяжелом положении
народа и думает, что его можно исправить
только непрерывным трудом. Он живет ве-
рой в светлое будущее. С восторгом Трофи-
мов призывает идти к яркой звезде, которая
горит вдали. «Вся Россия наш сад!» — вос-
клицает он.
Аня, семнадцатилетняя дочь Раневской,
получила обычное дворянское воспитание.
Большое влияние на ее мировоззрение ока-
зал Трофимов. Душевный облик Ани харак-
теризует непосредственность, искренность
и красота чувств и настроений. В характере
Ани много полудетской непосредственности:
так, она вспоминает с восторгом, что в Пари-
же на воздушном шаре летала. Трофимов
породил в душе Ани красивую мечту о новой
прекрасной жизни. Девушка порывает с про-
шлым, решает сдать экзамены за курс гим-
назии и начать жить по-новому.
Чехов воплотил в образах Ани и Трофи-
мова все лучшие черты передовой молодежи.
Но в то же время им присущи и недостатки.
Трофимов обличает дворянский паразитизм
и в то же время живет в усадьбе долгое вре-
мя. Трофимов смотрит на Лопахина как на
хищника и в то же время говорит ему: «Как-
никак я люблю тебя». У Пети есть даже ко-
мические черты: Раневская называет его не-
дотепой, а Варя — облезлым барином.
Образы Ани и Трофимова вызывают сим-
патию. Они непосредственны, искренни, пора-
жает красота их чувств и настроений. Именно
с этими персонажами связывает Чехов буду-
щее России, именно в их уста вкладывает сло-
ва надежды, свои собственные мысли. Поэто-
му эти герои могут восприниматься и как ре-
зонеры — выразители идей и взглядов
автора. Так, Аня прощается с садом, то есть со
своей прошлой жизнью, легко, радостно. Она
слышит стук топора, знает, что имение будет
продано под дачи, и все же верит, что придут
новые люди и посадят новые сады, которые
будут прекраснее прежних. Вместе с ней в это
верит и сам Чехов.