ЧЕРНОЕ И БЕЛОЕ
В ПОВЕСТИ А. П. ЧЕХОВА
«ЧЕРНЫЙ МОНАХ»
Повесть «Черный монах», на мой взгляд,
одно из лучших произведений А. Чехова.
В нем отразилась глубокая философия авто-
ра, а также переданы те ощущения беспо-
койства и тревоги, которые, по воспоминани-
ям современников, преследовали А. П. Чехо-
ва в период написания повести.
«Жизнь до такой степени пуста, что толь-
ко чувствуешь, как мухи кусаются — и боль-
ше ничего», — запишет Чехов в то время. Сам
автор охарактеризовал свое произведение так:
«Это рассказ медицинский, Ыз1опа тогЫ».
Однако в письме к Суворину Чехов обращает
внимание на то, какого рода болезнью стра-
дает его герой Коврин. Эта болезнь — ма-
ния величия, болезнь многих русских людей
XIX века. По-видимому, основная тема повес-
ти — показать, как эта испепеляющая страсть
ломает жизнь человека.
Чехов один из величайших мастеров сло-
ва и детали в русской литературе. Но в этом
произведении он показал себя и великим ма-
стером живописи, цвета, ибо каждое упоми-
нание цвета в этой повести не случайно.
Действие повести связано с садом, что са-
мо по себе должно говорить о многообразии
красок. В начале повествования мы действи-
тельно читаем: «Такого богатства красок, как
у Песоцкого, Коврину не случалось видеть
нигде в другом месте». Но, как ни странно,
Чехов не описывает ни одного из этих «все-
возможных цветов», а указывает лишь чет-
кую границу: «Начиная с ярко-белого и кон-
чая черным, как сажа». Подчеркивая эти не-
обычные для сада цвета, Чехов указывает на
их символическое значение.
Символика белого и черного цветов восхо-
дит к балладам. Кстати, упоминание о них в
повести есть: «Тут было такое настроение, что
хоть садись и балладу пиши». Да и сама леген-
да, поразившая Коврина, носит характер бал-
лады о монахе, который за свои грехи вынуж-
ден был вечно скитаться по Вселенной.
Может быть, именно это и имеет в виду
Чехов, когда пишет, что Коврин «вычитал»
легенду «или слушал».
Телешов вспоминал об одном своем разго-
воре с Чеховым о «писательстве», когда Че-
хов сказал: «А вот это разве не сюжет? Вон,
смотрите: идет монах... Разве не чувствуете,
как сама завязывается хорошая тема?.. Тут
есть что-то трагическое — в черном монахе
на бледном рассвете».
Именно сочетание черного облика монаха
и бледной луны или рассвета, черных одежд
и бледного лица явно ориентирует читателя
на связь с традиционной романтической бал-
ладой.. А что означают эти цвета в балладе?
Белый цвет — это цвет молодости, жизни
и добра. Черный же — это всегда символ
смерти.
Если же рассматривать противопоставле-
ние черного и белого цветов еще глубже, то
мы увидим, что оно восходит к Библии или,
точнее, к Апокалипсису. В повести А. П. Чехо-
ва точно указано время появления черного мо-
наха — тысяча лет назад.
В Апокалипсисе тысяча лет — это время
заключения дьявола. Весьма возможно, что
черный монах и есть дьявол, который на ты-
сячу лет выходит за пределы Земли (Вселен-
ная в романтической традиции часто отожде-
ствляется с бездной).
Открывается еще одна грань символики
цветов: белый цвет символизирует Божье из-
бранничество. Человек, достойный носить бе-
лые одежды — человек безгрешный, непороч-
ный. Кстати, в начале повести Коврин успока-
ивает себя: «Я никому не делаю зла; значит,
в моих галлюцинациях нет ничего дурного».
На протяжении всей повести мы неодно-
кратно убеждаемся в иллюзорности такого
взгляда. Странно, Коврин мечтает об избран-
ничестве, которое сулит ему человек, одетый
в черное, и упускает «белое», Божье избран-
ничество.
Вообще, белый цвет в повести появляет-
ся только один раз, в самом конце. Коврин
разрывает письмо Тани, бросает клочки на
пол, но они белеют и не дают ему покоя. Са-
мым простым решением было бы связать
в этом эпизоде символику белого цвета с об-
разом Тани. Но мне кажется, это будет не
совсем точно.
Вспомним, что Коврин подбирает клочки
письма и бросает их в окно, но с моря дует
ветер, и клочки рассыпаются по подокон-
24 Зак.269 737
нику. А несколько минут спустя появляет-
ся черный монах, чтобы забрать жизнь Ко-
врина.
И теперь все на своих местах: умираю-
щий Коврин ниже всех, он на полу, повер-
жен, а выше него лежит то злосчастное пись-
мо, которое в последнюю минуту оказывает-
ся нужнее всего.
Мне кажется, что белый цвет — это цвет
жизни, все то, что Коврин приносит в жерт-
ву своей идее избранничества. На протяже-
нии всей повести белое теряется под черны-
ми красками, чтобы потом взять верх.
Чтобы закончить разговор о цветовой па-
литре произведения, надо упомянуть еще од-
ну важную деталь. Цветовые определения на
протяжении всей повести представляются
скупыми и однообразными. И только в конце
произведения появляются два чудесных опи-
сания крымской бухты: сине-зеленая вода,
лунный свет, «множество голубых, синих, би-
рюзовых и огненных глаз».
Только перед смертью Коврин увидел на-
стоящую красоту мира. Значит, бесполезно
прожита жизнь-!
Итак, мы можем с полной увереннос-
тью сказать, что в повести «Черный монах»
А. П. Чехов предстает истинным художником
слова, способным поднять цветовую гамму
произведения на уровень символики и пока-
зать, что же противостоит идее избранниче-
ства Коврина путем противопоставления
черного и белого цветов.