|
|
ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ И ПРОИЗВЕДЕНИЯ А. И. КУПРИНА |
|
ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ И ПРОИЗВЕДЕНИЯ А. И. КУПРИНА Продолжая демократические и гуманис- тические традиции русских литераторов, осо- бенно Л. Н. Толстого и А. П. Чехова, А. И. Ку- прин был чуток к современности, к ее акту- альным проблемам. В его яркой, самобытной прозе отразилось бытие различных классов и сословий русского общества конца XIX — начала XX столетия. Литературная деятельность Куприна на- чалась в пору его пребывания в кадетском корпусе. Он начал писать стихи, где звучат то ноты уныния и тоски, то слышатся герои- ческие мотивы («Сны»). В 1889 году воспи- танник юнкерского училища Куприн печата- ет свой первый.небольшой рассказ в журна- ле «Русский сатирический листок», который называется «Последний дебют». За опубли- кование рассказа без разрешения начальства Куприн был подвергнут аресту и отсидел на гауптвахте. Выйдя в отставку (1894) и поселившись в Киеве, писатель сотрудничает в киевских газетах. Интересным литературным явлени- ем была серия очерков «Киевские типы». Со- зданные им образы отражали существенные черты пестрой городской обывательщины и людей «дна», характерные для всей пре- доктябрьской России. Здесь встречаются образы студента, квартирной хозяйки, бого- молки, пожарного, неудавшейся певицы, ху- дожника-модерниста, колоритных жителей трущоб. Уже в 90-х годах на материале армейско- го быта в рассказах «Дознание», «Ночлег» писатель ставит острые нравственные про- блемы. В рассказе «Дознание» возмутитель- ный факт наказания розгами солдата-тата- рина Мухамета Байгузина, который даже не мог понять, за что его наказывают, заставля- ет подпоручика Козловского по-новому ощу- тить мертвящую, бездушную атмосферу царской казармы. В этих рассказах чувствуется влияние Л. Толстого, возлагавшего на интеллигенцию нравственную ответственность за страдания и трагическую участь народа. В середине 90-х годов в творчество Ку- прина властно входит новая тема, подска- занная временем. Весной он едет коррес- пондентом газеты в Донецкий бассейн, где знакомится с условиями труда и быта рабо- чих. В 1896 году он пишет большую повесть «Молох». Здесь он значительнее и глубже, чем его предшественники, отразил противоречия между трудом и капиталом. В повести да- на картина жизни крупного завода, показан 738 убогий быт рабочих поселков, стихийные про- тесты рабочих. Писатель показал все это через восприя- тие интеллигента. Инженер Бобров, подобно гаршинским героям, болезненно и остро реа- гирует на чужую боль, на проявление не- справедливости. Герой сравнивает капитали- стический прогресс, создающий фабрики и заводы, с чудовищем Молохом, требующим человеческих жертв. Конкретным воплощением Молоха в по- вести является делец Квашнин, который не брезгует никакими средствами для того, что- бы нажить миллионы. В то же время он не прочь выступить в роли деятеля и вождя буржуазного класса («нам принадлежит бу- дущее», «мы соль земли»). Бобров с брезгливостью наблюдает сцену пресмыкательства перед Квашниным. Пред- метом сделки с этим дельцом становится не- веста Боброва Нина Зиненко. Герою повести свойственны двойственность и колебания. В момент стихийной вспышки протеста герой стремится взорвать заводские котлы и тем отомстить за свои и чужие страдания. Но по- том угасает решимость, и он отказывается от мести ненавистному Молоху. Сюжет повести не исчерпывается траге- дией Боброва. Повесть завершает рассказ о стихийном бунте рабочих, поджоге завода, бегстве Квашнина и вызове карателей для расправы с восставшими. К рабочей теме Куприн впоследствии в таких масштабах уже не обращался. Писа- тель не был связан с революционным движе- нием, многое ему было неясно в социально- политических проблемах времени. В 1897 году Куприн служит управляю- щим имением в Ровенском уезде. Здесь он тесно сблизился с крестьянами, что и отра- зилось в его рассказах «Лесная глушь», «Ко- нокрады», «Серебряный волк». Там же он на- писал замечательную повесть «Олеся». Перед нами поэтический образ девушки Олеси, выросшей в избе старой «колдуньи», вне обычных норм крестьянской семьи. Лю- бовь Олеси к случайно заехавшему в глу- хую лесную деревушку интеллигенту Ива- ну Тимофеевичу — это свободное, простое и сильное чувство, без оглядки и обяза- тельств. История девушки получает трагический конец, здесь вторгаются в привольную жизнь Олеси и корыстные расчеты чиновников, и су- еверия темных крестьян. Избитая и осмеян- ная, Олеся вынуждена бежать от людей. Изумительны рассказы А. И. Куприна о животных («Изумруд», «Белый пудель», «Бар- бос и Кулька» и другие). Нередко сильные и красивые животные становятся- жертва- ми стяжательства, низменных человеческих страстей. В 1899 году происходит знакомство А. Ку- прина с М. Горьким. В горьковском издатель- стве «Знание» в 1905 г. публикуется повесть Куприна «Поединок». Своевременность и общественная ценность произведения заключалась в том, что оно правдиво и ярко показало внутреннее разло- жение царской армии, этого оплота самодер- жавного режима. Герой повести «Поединок» молодой по- ручик Ромашов показан в процессе духовно- го роста, постепенного прозрения, освобож- дения из-под власти консервативно-тради- ционных понятий и представлений своего круга. В начале повести, несмотря на доброту, Ромашов наивно делит всех на «людей черной и белой кости», считая, что он принадлежит к особой, высшей касте. По мере того, как рас- сеиваются ложные иллюзии, Ромашов на- чинает размышлять о порочности армейских порядков, о несправедливости всего строя су- ществующих общественных отношений. У него возникает чувство одиночества, страстное отрицание нечеловечески гряз- ной, дикой жизни. Жестокий Осадчий, буй- ный Бек-Агамалов, унылый Лещенко, франтоватый Бобетинский, армейский слу- жака и пьяница Слива — все эти офице- ры показаны чуждыми правдоискателю Ро- машову. В условиях произвола и бесправия они теряют не только подлинное представление о чести, но и человеческий облик. Это осо- бенно сказывается в их отношении к солда- там. В повести целый ряд эпизодов посвя- щен описанию солдатской муштры, уроков «словесности», подготовки к смотру, когда офицеры особенно жестоко бьют солдат, разбивают барабанные перепонки, св'али'йа1 739 ют кулаками на землю, заставляют «весе- литься» изнемогающих от жары, задерган- ных людей. В повести правдиво нарисована солдатская масса, показаны индивидуальные характеры, люди различных национальностей с присущи- ми им традициями. Все они — крестьяне и ра- бочие — тяжело переносят отрыв от родных мест и привычного труда. Особенно выделяет автор образы денщи- ка Гайнана и солдата Хлебникова. Хлебни- ков, недавно оторванный от земли крестья- нин, органически не воспринимает армейские «науки», и потому ему приходится выносить на себе всю тяжесть судьбы солдата. Судьба солдат волнует Ромашова. В этом внутреннем протесте он не одинок. Своеоб- разный философ и теоретик, подполковник Назанский резко критикует порядки в ар- мии, ненавидит пошлость и невежество, меч- тает об освобождении человеческого «я» от пут прогнившего общества, он против деспо- тизма и насилия. Но в его проповеди «абсолютной свободы» человеческого духа есть и ложные представ- ления анархического индивидуализма, есть насмешка над гуманистическими побуждени- ями борцов за лучшее будущее человечества («Какой интерес заставит меня разбивать го- лову ради счастья людей тридцать второго столетия?»). Образ Казанского романтизирован, хотя Куприн и сам чувствовал слабость филосо- фии своего героя и не был вполне удовле- творен созданным характером. В отличие от Назанского Ромашов знает, что солдаты придавлены и собственным невежеством, и общим рабством, и произволом, и насилием со стороны офицеров. Сцену встречи Рома- шова с замученным Хлебниковым, пытав- шимся броситься под поезд, и их откровен- ный разговор К.Паустовский справедливо относит к «одной из лучших сцен в русской литературе». Офицер признает в солдате друга, забы- вая о кастовых преградах между ними. Ост- ро поставив вопрос о судьбе Хлебникова, Ро- машов умирает, так и не найдя ответа, каким путем надо идти к освобождению. Смертельная для него дуэль с офицером Николаевым является как бы следствием на- растающего конфликта героя с офицерской кастой. Повод для дуэли связан с любовью ге- роя к Александре Петровне Николаевой (Шу- рочке). Чтобы обеспечить карьеру мужа, Шу- рочка подавляет в себе лучшие человеческие чувства и просит Ромашова не уклоняться от дуэли, ибо это повредит ее мужу, который хо- чет поступить в академию. «Поединок» стал необыкновенно популяр- ным в России и вскоре был переведен на ев- ропейские языки. Атмосферой революционных дней дышит превосходный рассказ Куприна «Гамбринус» (1907). Тема всепобеждающего искусства спле- тена здесь с идеей демократизма, смелого про- теста «маленького человека» против черных сил произвола и реакции. Кроткий и веселый Сашка своим неза- урядным талантом скрипача и душевностью привлекает в одесский кабачок разноплемен- ную толпу портовых грузчиков, рыбаков, контрабандистов. С восторгом встречают они игру Сашки. В дни наступившего террора Сашка бро- сает вызов переодетым сыщикам и черно- сотенным «мерзавцам в папахе», отказыва- ясь играть по их требованию монархичес- кий гимн, открыто обличая их в убийствах и погромах. Искалеченный царской охранкой, он воз- вращается к портовым друзьям, чтобы играть для них оглушительно-веселого «Чабана». Свободное творчество, сила народного ду- ха, по мысли Куприна, непобедимы. Но писа- тель сохраняет иллюзии о возможности вне- запного прозрения людей и прекращении кровавого царского террора, мечтает о «все- мирном анархическом союзе свободных лю- дей» («Тост», 1906) В годы первой мировой войны Куприн пи- шет рассказы о событиях этих лет. Он уча- ствовал в войне, вышел в отставку по состо- янию здоровья, жил в Гатчине, но после ре- волюции в годы гражданской войны покинул Россию. В эмиграции в его произведениях появи- лись сентиментально-идиллические при- украшивания прошлого России, того самого прошлого, которому он ранее выносил приго- вор. Таков, например, автобиографический роман «Юнкера» (1928—1933). 740 Среди произведений эмигрантского перио- да выделяется роман «Планета». Профессора- эмигранта Симонова мучает ностальгия. Он не может найти себе место в чужой стране. Ку- прин тоже не мог больше жить без родины. Он возвратился в Россию в 1937 году. Но уже совершенно больным. 25 августа 1938 года Ку- прин скончался.
|
|
|