ХУДОЖЕСТВЕННОЕ МАСТЕРСТВО
А. И. КУПРИНА
Александра Ивановича Куприна мы зна-
ем как признанного мастера короткого рас-
сказа, автора замечательных повестей. В них
он создал широкую многоплановую картину
русской жизни конца XIX — начала XX ве-
ка. «Человек пришел в мир для безмерной
свободы творчества и счастья» — эти слова
из купринского очерка можно было бы взять
эпиграфом ко всему его творчеству. Большой
жизнелюб, он верил, что жизнь станет луч-
ше. Мечта о счастье, о прекрасной любви —
эти мотивы нашли свое отражение в творче-
стве Куприна.
Куприн пишет о любви с присущим ему
высоким художественным вкусом, тонким
пониманием психологии людей. Его мастер-
ство проявляется в описании каждой детали
события,. в точной характеристике людей и
окружающей их обстановки. Мне бы хоте-
лось показать это на примере его замеча-
тельного произведения «Гранатовый брас-
лет» — рассказа о большой неразделенной
любви, «которая повторяется только один
раз в тысячу лет».
Начало рассказа глубоко символично:
«В середине августа, перед рождением моло-
дого месяца, вдруг наступили отвратитель-
ные погоды, какие так свойственны север-
ному побережью Черного моря». Описание
пасмурной, сырой, очень плохой погоды име-
ет огромное значение. За образом «молодого
месяца» могла скрываться главная героиня
рассказа Вера Николаевна Шеина, жена пред-
водителя дворянства, а пасмурной погодой
была вся ее жизнь...
«Но к началу сентября погода вдруг рез-
ко и совсем неожиданно переменилась.
Сразу наступили тихие, безоблачные дни,
такие ясные, солнечные и теплые, каких не
было даже в июле». Эта перемена и есть та
сёлмая роковая любовь, о которой идет речь
в рассказе. Причем Куприн указывает на
неожиданность такой перемены. Так же не-
ожиданно ворвалась в жизнь княгини Ве-
ры Николаевны любовь неизвестного ей че-
ловека.
Саму княгиню Веру Николаевну Куприн
описывает как независимую, царственно спо-
койную, холодную красавицу: «...Вера пошла
в мать, красавицу англичанку, своей высокой
гибкой фигурой, нежным, но холодным ли-
цом, прекрасными... руками». Вера Никола-
евна изображается Куприным как женщина,
достойная настоящей, «святой» любви. Ку-
прин создает также яркий портрет генера-
ла Аносова — «тучного, высокого, серебря-
ного старца». Не удивительно, что именно
генералу, человеку, умудренному жизнен-
ным опытом, предстоит заставить Веру Ни-
колаевну отнестись к любви таинственного
незнакомца более серьезно. Своими раз-
мышлениями о любви генерал способствует
тому, что его внучка может с разных сторон
посмотреть на свою жизнь с Василием Льво-
вичем.
Генералу Аносову принадлежат пророче-
ские слова: «...может быть, твой жизненный
путь, Верочка, пересекла именно такая лю-
бовь, о которой грезят женщины и на кото-
рую больше неспособны мужчины». Имен-
но генералу автором доверено сделать очень
важный, имеющий огромное значение в этом
рассказе вывод: истинная любовь крайне
редка и доступна только немногим и только
достойным ее людям. За всю жизнь Аносов
не встретил ни одного подобного примера,
но он продолжает верить в возвышенную
любовь и передает свою веру Вере Нико-
лаевне.
Скорая развязка истории, длившейся бо-
лее восьми лет, наступает, когда Вера Нико-
лаевна получает подарок на день рождения.
Этим подарком был символ той самой люб-
ви, в которую верил генерал Аносов и о ко-
торой мечтает каждая женщина, — гранато-
вый браслет. Он ценен Желткову тем, что его
носила «покойная матушка». Кроме того, ста-1
741
ринный браслет имеет свою историю: по се-
мейному преданию он обладает свойством
сообщать дар предвидения носящей его
женщине и охраняет ее от насильственной
смерти. И Вера Николаевна в самом деле
неожиданно предсказывает; «Я знаю, что
этот человек убьет себя». Куприн-художник
для усиления этого предсказания сравнивает
пять гранатов браслета с «пятью алыми, кро-
вавыми огнями». И княгиня, засмотревшись
на браслет, с тревогой восклицает: «Точно
кровь!»
К сожалению, значение браслета Вера
Николаевна поняла слишком поздно. Ее одо-
левает беспокойство. «И все ее мысли были
прикованы к тому неведомому человеку, ко-
торого она никогда не видела и вряд ли уви-
дит». Княгиня вновь и вновь вспоминает сло-
ва генерала Аносова и мучается тяжелейшим
для нее вопросом: что это было — любовь
или сумасшествие? Последнее письмо Желт-
кова ставит все на свои места: «Я не виноват,
Вера Николаевна, что Богу было угодно по-
слать мне, как громадное счастье, любовь к
Вам». Он не проклинает судьбу, а уходит из
жизни, уходит с любовью в сердце, унося
ее с собой и говоря любимой: «Да святится
имя твое!»
В рассказе «Гранатовый браслет» Куприн
мастерски создает несколько символических
образов, на которых строится фундамент по-
вествования и которые несут в себе весь его
идейный смысл. В нем автор проявляет себя
как талантливый художник, умеющий не
только раскрыть самые глубинные человече-
ские чувства, но и вселить в читателя веру в
их чистоту и возвышенность.
В своих произведениях Куприн воссозда-
ет окружающую действительность во всех
мелочах. Наблюдательность автора порой по-
ражает нас, А бывает, малейшая деталь мо-
жет сказать о человеке все. Например, «чис-
тый, милый, но слабый и жалкий» подпору-
чик Ромашов из «Поединка» думает о себе в
третьем лице. И сразу перед нами предстает
образ немного смешного, неуверенного в себе
молодого человека, который хотел бы казать-
ся значительным. А необычный дар Олеси из
одноименного рассказа подчеркивается тем,
что она не имеет ничего общего с местными
«дивчатами, лица которых носят такое одно-
образное испуганное выражение». Олеся уве-
рена в себе, в ее движениях присутствует
благородство, изящная умеренность.
У Куприна мы находим также замечатель-
ные зарисовки природы, так или иначе свя-
занные с описываемыми им событиями. Опи-
сание чудесного виноградника и восхода солн-
ца в «Суламифи» предшествует появлению
красивой девушки, звонкий голос которой
сливается с многоголосьем природы. С полес-
ской колдуньей Олесей мы встречаемся на
фоне таинственного леса, создающего впечат-
ление необычности всего происходящего. Рас-
цветающая весенняя природа сопровождает
зарождение любви Олеси и Ивана Тимофее-
вича, а прощаемся мы с героями, когда бушу-
ет стихия.
Художественное мастерство Куприна, я
думаю, берет истоки в его глубоком знании
жизни. Он любил и принимал жизнь такой,
какая она есть, и впитывал ее всем своим су-
ществом. Поэтому созданные Куприным об-
разы настолько живые, что мы сопережива-
ем им как близким людям.