РОМАНТИЗМ И РЕАЛИЗМ
В ТВОРЧЕСТВЕ А. И. КУПРИНА
Произведения А. И. Куприна поражают
читателя разнообразием тематики.
Этот замечательный русский писатель де-
лает героями своих книг актеров, фабрикантов,
инженеров, офицеров, дворянскую аристокра-
тию и других своих современников. Знания
о них он брал из жизни, поскольку вращался
в разных социальных средах, общался с самы-
ми разными людьми.
Куприн изъездил всю Россию, меняя од-
ну профессию за другой. Он изучил страну
и знал ее во всех качествах, любил жить од-
ной жизнью с простыми людьми, выспраши-
вать их, следить за ними, запоминать их
язык, их говор,
Творчество Куприна по праву называют
«энциклопедией жизневедения». Все окру-
жающее, в особенности человеческий быт,
обиход, служило для него показателем внут-
ренней жизни человека, объяснением его по-
742
ведения. Писатель поражает нас своими по-
знаниями в любой области жизни. Они обре-
тают особую ценность, потому что это жи-
тейские наблюдения Куприна. Это и придает
прозе Куприна богатство реалистичного от-
ражения жизни.
Например, в рассказе «Анафема» Куприн
показал себя блестящим знатоком церковной
службы с ее «крюковскими» распевами, треб-
никами, канонами. В «Поединке» и в цикле
военных рассказов Куприн — непревзойден-
ный знаток армейской службы и нравов. Обо
всем он пишет, как знаток, — о цирке, актер-
ской работе, охоте, рысистых бегах и нравах
животных. А в книге «Киевские типы» Куприн
предстает перед нами как проницательный
наблюдатель, сумевший вникнуть в душев-
ный мир разнообразнейших людей, создать
целую галерею киевских обывателей. Поэто-
му мы с уверенностью можем говорить о та-
ланте Куприна-реалиста.
Но, читая его произведения, мы видим
в них и другую сторону — романтическую.
Куприн повсюду искал ту силу, которая мог-
ла бы возвысить человека, помочь ему обре-
сти внутреннее совершенство и счастье.
Такой силой могла стать любовь к челове-
ку. Именно этим чувством пронизаны повести
и рассказы Куприна. Человеколюбие можно
назвать главной темой таких произведений,
как «Олеся» и «Анафема», «Чудесный доктор»
и «Листригоны». Прямо, в открытую, Куприн
говорит о любви к человеку не так уж часто.
Но каждым своим, рассказом он призывает к
человечности.
А для реализации своей гуманистической
идеи писатель использует романтические
художественные средства. Куприн зачастую
идеализирует своих героев (Олеся из одно-
именного рассказа) либо наделяет их почти
неземными чувствами (Желтков из «Грана-
тового браслета»). Очень часто романтичес-
кими бывают финалы произведений Купри-
на. Так, например, Олесю изгоняют из обще-
ства вновь, но на этот раз она вынуждена
уехать, то есть покинуть чуждый ей мир.
Ромашов из «Поединка» уходит от действи-
тельности, полностью погружаясь в свой
внутренний мир. Потом в поединке с жизнью
он погибает, не вынося мучительной раздво-
енности. Желтков в рассказе «Гранатовый
браслет» стреляется, когда теряет смысл
жизни. Он бежит от своей любви, благо-
словляя свою возлюбленную: «Да святится
имя твое!»
В романтические тона окрашена у Купри-
на тема любви. О ней он говорит благоговей-
но. О своем «Гранатовом браслете» писатель
говорил, что ничего более целомудренного он
еще не писал. Этот замечательный рассказ
о любви, выражаясь словами самого Купри-
на, — «великое благословение всему: земле,
водам, деревьям, цветам, небесам, запахам,
людям, зверям и вечной благости и вечной
красоте, заключенной в женщине». Несмотря
на то, что в основу «Гранатового браслета»
положены реальные жизненные факты и у
его героев есть свои прототипы, он представ-
ляет собой ярчайший образец романтической
традиции.
Это говорит нам об умении Куприна ви-
деть в реальности поэтически возвышенное,
а в человеке — самое лучшее и чистое. Поэто-
му мы можем назвать этого писателя и реали-
стом и романтиком одновременно.