ТЕМА ЛЮБВИ В ТВОРЧЕСТВЕ
А. И. КУПРИНА
А. И. Куприна, большого мастера худо-
жественного слова, гуманиста и правдоиска-
теля, с не меньшим основанием можно на-
звать и певцом возвышенной любви, посвя-
тившего этой вечной и прекрасной теме три
повести — «Гранатовый браслет», «Олеся» и
«Суламифь». Протестуя против пошлости и
цинизма буржуазного общества, продажных
чувств, «зоологических» проявлении инстинк-
тов, писатель создает удивительные по кра-
соте и силе примеры чистой и возвышенной
любви, отправляясь для этого в глубину ве-
ков («Суламифь»), забираясь в лесную глушь
Волынской губернии («Олеся»), заглядывая в
каморку влюбленного отшельника, «послед-
него романтика» в жестоком и расчетливом
мире («Гранатовый браслет»).
Кратко остановимся на сюжете произве-
дения, что поможет уяснить основные про-
блемы, затрагиваемые в нем, понять обсто-
ятельства трагической любви «маленького
человека», почувствовать особенности вре-
мени.
Мелкий чиновник, одинокий и робкий
мечтатель, влюбляется в молодую светскую
даму, представительницу высшего сословия.
Восемь лет продолжается безответная и
безнадежная любовь. Письма влюбленного
служат предметом насмешек и издева-
тельств членов семейного клана князей Ше-
йных и Булат-Тугановских. Не воспринима-
ет их всерьез и княгиня Вера Николаевна,
адресат этих любовных откровений. При-
сланный неизвестным влюбленным пода-
рок — гранатовый браслет — вызывает
бурю негодования брата княгини, товари-
ща прокурора Булат-Тугановского. Он готов
растоптать, уничтожить «плебея», осмелив-
шегося оказывать знаки внимания потомст-
венной дворянке.
. Близкие княгине люди считают бедного
телеграфиста ненормальным, чуть ли не
маньяком. И только старый генерал Аносов,
с которым любит откровенничать княгиня,
догадывается об истинных мотивах столь
рискованных поступков неизвестного влюб-
ленного: «Может быть, твой жизненный
путь, Верочка, пересекла именно такая лю-
бовь, о которой грезят женщины и на кото-
рую больше не способны мужчины». Лю-
бовь «маленького человека» заканчивается
трагически. Не выдержав столкновения с
миром жестокости и равнодушия, с озлоб-
ленностью очерствевших душ, герой повес-
ти погибает,
«Молчать и гибнуть» — вот духовный
обет влюбленного телеграфиста. И все-таки
он нарушает его, напоминая о себе своей
единственной и недоступной возлюбленной.
Это поддерживает в его душе надежду, дает
ему силы переносить страдания любви. Люб-
ви страстной, испепеляющей, которую он го-
тов унести с собой в потусторонний мир.
Смерть не страшит героя. Любовь сильнее
смерти. Он благодарен той, которая вызвала
в его сердце это прекрасное чувство, возвы-
сившее его, маленького человека, над огром-
ным суетным миром, миром несправедливос-
ти и злобы. Именно поэтому, уходя из жиз-
ни, он благословляет свою возлюбленную:
«Да святится имя Твое».
Могла ли быть такая любовь в действи-
тельности? «Гранатовый браслет» — это чис-
тый вымысел или Куприн сумел найти в жиз-
748
ни сюжет, отвечающий его авторской идее?
Известно, что писатель всегда старался нахо-
дить в реальном мире сюжеты и образы для
своих произведений. В основу повести поло-
жены действительные факты из семейной
хроники князей Туган-Барановских.
Писатель рассматривает любовь как глу-
бокое нравственно-психологическое чувство.
Устами генерала Аносова он говорит, что это
чувство не должно быть ни легкомысленным,
ни примитивным, не основываться на выгоде
и корысти: любовь должна быть величайшей
тайной в мире, никакие жизненные удобства,
расчеты и компромиссы не должны ее ка-
саться.
Любовь, по Куприну, должна основываться
на высоких, возвышенных чувствах, на взаим-
ном уважении, симпатии, доверии, верности,
искренности, честности и правдивости. Она
должна стремиться к идеалу.
А. М. Горький, который раннее критико-
вал Куприна за отход от реальной действи-
-тельности, был в восторге от этой повести.
В одном из писем он называл повесть «пре-
восходной вещью», отмечал, что «начинается
хорошая литература».
Повесть «Олеся» была написана почти
сразу после знаменитого «Молоха», в кото-
ром Куприн показал жестокий мир капитала
со всеми его ужасами и пороками. События,
изображенные в повести, происходят в Во-
лынской губернии, на окраине Полесья, куда,
казалось бы, не должны б.ыли проникнуть
злоба и обман, от которых бежит герой пове-
сти — Иван Тимофеевич, русский дворянин
и интеллигент. Здесь, в лесной глуши, проис-
ходит его знакомство с полесской девушкой
Олесей.
Не все безоблачно здесь, вдали от циви-
лизованного мира. Невежество, стяжательст-
во, ложь успели свить гнездо и в этой полес-
ской деревушке. Свободная, смелая Олеся не
по нраву суеверным поселянам, считающим
ее колдуньей. Они ненавидят ее и преследу-
ют. Противостояние очевидно. На полярных
позициях, несмотря на взаимную любовь,
находятся также Олеся и Иван Тимофее-
вич. Выросший в царстве жестокого Молоха,
Иван Тимофеевич отравлен его порочным
дыханием. Так, он не в состоянии разрушить
стену, разделяющую духовный мир «дочери
природы» и его собственной. Он понимает не-
возможность их совместного счастья. Понима-
ет это, а вернее, догадывается об этом и Олеся.
«Наивная, очаровательная сказка» любви за-
канчивается разлукой. И виной тому, как уже
говорилось, не только невежественные посе-
ляне, но и сам Иван Тимофеевич.
Великое чувство любви воспето Куприным
еще в одной повести — «Суламифь» (1908), со-
зданной по мотивам библейской книги «Песнь
песней». Суламифь — воплощение чистой и
жертвенной любви; она противопоставлена
злой и завистливой царице Асис, отвергнутой
царем Соломоном. Царь-мудрец покорен чис-
тотой любви простой девушки.
Но горячие и нежные чувства не принес-
ли счастья возлюбленным: любовь закан-
чивается трагически. Меч убийцы лишает
жизни Суламифь. Но даже смерть не может
победить ее любовь. Пораженная мечом
Элиава, которого подослала коварная Асис,
Суламифь благодарит своего возлюбленного
за все: за любовь,' за красоту, за мудрость,
за счастье.
Связь между повестями «Гранатовый брас-
лет», «Олеся» и «Суламифь» очевидна. Это
гимн женской красоте и любви, гимн женщи-
не, духовно чистой и мудрой, гимн возвышен-
ному первозданному чувству. Все три повести
имеют глубоко общечеловеческий характер.
Они поднимают проблемы, которые всегда бу-
дут волновать человечество.