АВТОР И ЕГО ГЕРОИ
В ПОВЕСТИ А. И. КУПРИНА
«ПОЕДИНОК»
Повесть А. И. Куприна «Поединок» по-
явилась в свет в 1905 году. Она сразу при-
влекла к себе всеобщее внимание и сделала
знаменитым ее автора. Действительно, труд-
но назвать другое произведение, где с такой
силой и мастерством показано состояние ар-
мии того времени и царящие в ней нравы.
Материал для «Поединка» дала Куприну
сама жизнь. Писатель учился в кадетском
корпусе и в юнкерском училище, затем поч-
ти четыре года прослужил в армейском пе-
хотном полку. Накопленные впечатления и
легли в основу повести, позволили писателю
правдиво изобразить картины провинциаль-
ной армейской жизни и создать целую гале-
рею портретов офицеров и солдат.
752
У офицеров Н-ского полка есть общие чер-
ты, обусловленные сходством службы, быта,
условий жизни. Их повседневность складыва-
ется из присутствия на строевых занятиях
и изучения воинских уставов, посещения офи-
церского собрания, выпивок в одиночку или
в компании, связей с чужими женами, игры
в карты.
Однако каждый из офицеров отличается
своеобразием, какими-то своими, характер-
ными чертами. Вот перед нами непритяза-
тельный, добродушный поручик Веткин. Он
привык ни о чем не задумываться, жить буд-
ничной жизнью. Несмотря на свою относи-
тельную «безобидность», Веткин производит
впечатление легкомысленного и недалекого
человека. Ротный командир капитан Сли-
ва — тупой служака, «грубый и тяжелый
осколок прежней, отошедшей в область пре-
дания, жестокой дисциплины» — не интере-
суется ничем, что выходит за пределы роты,
строя и устава. Поэтому не удивительно, что
во всем мире у него лишь две привязанности:
«строевая красота своей роты и тихое, уеди-
ненное ежедневное пьянство по вечерам».
Поручик Бек-Агамалов никак не может спра-
виться со вспышками диких кровожадных
инстинктов; капитан Осадчий прославился
своей жестокостью. Он воспевает «свирепую
беспощадную войну» и внушает «нечелове-
ческий трепет» своим подчиненным. Про-
должают эту галерею портретов меланхо-
личный и пассивный штабс-капитан Лещен-
ко, «способный одним своим видом навести
тоску»; фат и пустышка Бобетинский, вооб-
ражающий себя изящным великосветским
человеком; «молодой старик», хлыщеватый
поручик Олизар и многие -другие. Искрен-
нюю жалость вызывает нищий вдовый по-
ручик Зегржт, которому не хватает крошеч-
ного жалованья, чтобы прокормить четве-
рых детей.
Спасаясь от скуки и рутины, офицеры
стараются придумать себе какое-нибудь за-
нятие, средство уйти от тяжелой бессмысли-
цы военной службы. Так, подполковник Ра-
фальский по прозвищу Брем отводит душу
в домашнем зверинце. Среди товарищей он
слывет «милым, славным чудаком, добрей-
шей душой». Но как-то раз «добрейший че-
ловек», взбешенный тем, что горнист из-за
крайней усталости неверно выполнил его
приказ, так ударил его, что солдат вместе с
кровью выплюнул на землю выбитые зубы.
Истинным военным по призванию явля-
ется капитан Стельковский. Он заботится
о своих солдатах, у него лучшая рота в пол-
ку: «Люди в ней были все, как на подбор, сы-
тые, бойкие, глядевшие осмысленно и смело
в глаза всякому начальству... В роте у него не
дрались и даже не ругались... его рота по ве-
ликолепному внешнему виду и по выучке не
уступила бы любой гвардейской части».
Во время военного смотра капитан проявляет
себя как отличный командир —находчивый,
сообразительный и инициативный. Однако вне
службы Стельковский не может похвалиться
благородством и высокими душевными каче-
ствами: он совращает молоденьких крестьян-
ских девушек, и это стало для него своеоб-
разным развлечением.
Повесть «Поединок» раскрывает бесчело-
вечность, душевное опустошение людей в ус-
ловиях армейской жизни, измельчание и опо-
шление их.
Армейской среде с ее косной офицерской
кастой и доводимыми до одурения солдатами
противопоставляются подпоручик Ромашов
и его старший друг офицер Казанский. Эти
герои олицетворяют гуманистическое начало
в повести.
Ф. Левин отмечает, что многие критики
и историки литературы считают, что в Рома-
шове много автобиографических черт Купри-
на: «Как и сам писатель, Ромашов происхо-
дит из города Наровчата Пензенской губер-
нии, у него есть только мать, отца он не помнит,
детство его прошло в Москве, учился он в ка-
детском корпусе, а затем в военном училище.
Все это совпадает с обстоятельствами жизни
Куприна».
Для читателя Ромашов прежде всего оба-
ятельный молодой человек, привлекающий
своим благородством и душевной чистотой.
Однако именно из-за этих качеств Ромашову
трудно ужиться в армейской среде. Он добр
и простодушен, обладает ярким воображени-
ем, детской мечтательностью. Окружают же
его в большинстве своем опустившиеся по-
рочные люди, которые разучились мыслить.
Не удивительно, что Ромашов чувствует се-
бя чужим и одиноким среди них: «Уже не
753
в первый раз за полтора года своей офицер-
ской службы испытывал он это мучительное
сознание своего одиночества и затерянности
среди чужих, недоброжелательных или рав-
нодушных людей...» Ему не по душе грубые
армейские привычки, карты, попойки, пошлые
связи, издевательства над солдатами.
Особую симпатию читателей вызывает его
отзывчивость, сострадание к чужому несчас-
тью. Так, Ромашов вступается за татарина
Шарафутдинова, который почти не понимает
по-русски и никак не может уразуметь, чего
от него хочет полковник. Он удерживает от
самоубийства солдата Хлебникова, доведенно-
го до отчаяния издевательствами и побоями.
Ромашов, в отличие от других офицеров пол-
ка, понимает, что «серые Хлебниковы с их од-
нообразно-покорными и обессмысленными ли-
цами —- на самом деле живые люди, а не ме-
ханические величины...»
Человечность подпоручика сказывается
и во многом другом: в обсуждении офицер-
ских расправ со «шпаками», в том, как он от-
носится к своему денщику черемису Гайнану
и, между прочим, к его языческим веровани-
ям, в том, как Ромашов, рискуя жизнью, ос-
тался один перед обезумевшим Бек-Агама-
ловым и защитил от него женщину, в том,
как мучительно тяготился Ромашов пошлым
романом с Раисой Петерсон, в том, наконец,
как чисто и самоотверженно полюбил он
Александру Петровну.
Создавая образы героев повести, Куприн
проявляет поразительную наблюдательность
в описании бытовых подробностей, незамет-
ных, но важных мелочей. Он умеет метким
словом так охарактеризовать человека, что
сразу его представляешь. Например, Ромашов
имеет наивную юношескую привычку думать
о себе в третьем лице словами романов, кото-
рых он успел начитаться. И вот перед нами
как живой возникает образ молодого человека,
немного смешного, впечатлительного и неуве-
ренного в себе, который хочет казаться значи-
тельным.
Особое место среди героев «Поединка»
занимает Назанский. Это наименее жизнен-
ный персонаж повести. По-видимому, писа-
тель вводит его для выражения своих завет-
ных мыслей и мировоззренческих взглядов.
Казалось бы, почему их нельзя вложить
в уста такого прекрасного человека, как Ро-
машов? Я думаю, что Куприн считал подпо-
ручика слишком молодым и недостаточно об-
разованным, чтобы стать выразителем такой
философии. Вместе с тем Назанский удачно
дополняет образ Ромашова.
В уста Цазанского Куприн вложил беспо-
щадную критику армии и офицерства. «Нет,
подумайте вы о нас, несчастных армеутах,
об армейской пехоте, об этом главном ядре
славного и храброго русского войска. Ведь все
это заваль, рвань, отбросы», — говорит Назан-
ский. Я думаю, что истинная трагедия этого
человека заключается в том, что он прекрасно
понимает всю мерзость окружающей его сре-
ды, но не в силах что-либо изменить. Более то-
го, ему не с кем, кроме Ромашова, поделиться
своими взглядами на жизнь, потому что его ни-
кто не в состоянии понять: «Они смеются: ха-
ха-ха, это все философия!.. — Смешно, и дико,
и непозволительно думать офицеру армейской
пехоты о возвышенных материях. Это филосо-
фия, черт возьми, следовательно —чепуха,
праздность и нелепая болтовня».
Поэтому не удивительно, что Назанский
чувствует себя счастливым и свободным
только в пьяном угаре, когда наступает оче-
редной запой. «И вот наступает для меня это
время, которое они зовут таким жестоким
именем, — делится он с Ромашовым. — Это
время моей свободы ...свободы духа, воли и
ума. Я живу тогда, может быть, странной, но
глубокой, чудесной внутренней жизнью. Та-
кой полной жизнью!»
Но, несмотря ни на что, Назанский обла-
дает огромным жизнелюбием. Куприн пе-
редал ему свое восхищение жизнью, свое
преклонение перед ее радостью и красотой.
«А посмотрите, нет, посмотрите только, как
прекрасна, как обольстительна жизнь! —
воскликнул Назанский, широко простирая
вокруг себя руки. — О радость, о божествен-
ная красота жизни! Герой Куприна искренне
убежден в том, что будет прославлять пре-
лесть жизни даже в самые страшные-мину-
ты, даже если он попадет под поезд и его
внутренности «смешаются с песком и намо-
таются на колеса». Это жизнелюбие, полное
ощущения радости и красоты были присущи
и мировосприятию писателя. Столь же близ-
ки ему и вдохновенные слова о любви к жен-
754
щине, которые произносит Казанский. По его
мнению, любовь — самое прекрасное и уди-
вительное чувство, даже если она не разделе-
на. Василий Нилович говорит о счастье хоть
раз в год случайно увидеть любимую женщи-
ну, целовать следы ее ног, раз в жизни кос-
нуться ее платья. Он воспевает готовность от-
дать за нее, «за ее каприз, за ее мужа, за лю-
бовника, за ее любимую собачонку» и жизнь,
и честь, «и все, что только возможно отдать!»
Взволнованный Ромашов всей душой прини-
мает эти слова, потому что именно так любит
он Александру Петровну.
Назанский делится с Ромашовым и други-
ми мыслями — о будущем, о «новых, смелых
и гордых» людях, о своем идеале. Назанский
отвергает евангельское наставление «люби
ближнего, как самого себя». Он утверждает,
что на смену любви к человечеству идет новая
вера: «Это любовь к себе, к своему прекрасно-
му телу, к своему всесильному уму, к беско-
нечному богатству своих чувств... Вы —царь
мира, его гордость и украшение... Делайте, что
хотите. Берите все, что вам нравится. Не
страшитесь никого во всей вселенной, пото-
му что над вами никого нет и никто не ра-
вен вам. Настанет время и великая вера
в свое «я» осенит, как огненные языки свя-
того духа, головы всех людей, и тогда уже
не будет ни рабов, ни господ, ни калек,
ни жалости, ни пороков, ни злобы, .ни завис-
ти. Тогда люди станут богами».
По моему мнению, в такой позиции персо-
нажа чувствуется влияние теории сверхчело-
века, сильной личности в духе философии
Ницше. Эта теория была очень популярна
в начале XX века. По-видимому, не избежал
этого увлечения и А. И. Куприн.
Хотя Ромашов восторженно слушает от-
кровения Назанского и даже хочет назвать
собеседника учителем, ему чуждо ницшеан-
ское презрение к слабому. Достаточно вспом-
нить, как бережно он относится к Хлебни-
кову, как добр к Гайнану. Несмотря на ум и
блеск Назанского, я нахожу Ромашова гораз-
до более благородным, по-человечески бо-
лее привлекательным. По-видимому, образом
подпоручика Куприн хотел подчеркнуть
мысль о том, что честный и порядочный" че-
ловек всегда выше, всегда остается победи-
телем в духовном плане.