ЛЮБИМЫЙ ЖАНР И. А. БУНИНА
Несомненная писательская заслуга Буни-
на, прежде всего, состоит в развитии им и до-
ведении до высокого совершенства чисто рус-
ского и получившего всемирное признание
жанра рассказа или небольшой повести той
свободной и необычайно емкой композиции,
которая возникает как бы непосредственно из
жизненного явления или характера и чаще
всего не имеет «замкнутой» концовки, ставя-
щей точку за полным разрешением поднято-
го вопроса или проблемы.
Возникнув из живой жизни, конечно, преоб-
раженной и обобщенной творческой мыслью
художника, эти произведения русской прозы
в своих концовках стремятся как бы сомкнуть-
ся с той же действительностью, откуда вышли,
и раствориться в ней, оставляя читателю широ-
кий простор для мысленного продолжения их.
Чтобы не быть голословным из множества
возможных примеров приведу один — рас-
сказ «Солнечный удар».
Сюжет этого рассказа прост: на пароходе,
плывущем по Волге, встречаются поручик и
молодая женщина, которая возвращается до-
мой после отдыха в Крыму. И тут с ними слу-
чилось то, что суждено испытать немногим:
вспышка страсти, подобная по силе солнечно-
му удару. Герои словно сошли с ума, но пони-
мают, что оба бессильны противиться этому
чувству. И они решаются на безрассудный по-
ступок: сходят на ближней пристани. Вой-
дя в номер, герои дают волю охватившей их
страсти: «...оба так исступленно задохнулись
в поцелуе, что много лет вспоминали потом эту
минуту: никогда ничего подобного не испыты-
вал за всю свою жизнь ни тот, ни другой».
Утром «маленькая безымянная женщина»
уезжает. Сначала поручик отнесся к случив-
шемуся очень легко беззаботно, как к забавно-
му приключению, подобных которому немало
было и еще будет в его жизни. Но, вернувшись
в гостиницу, он понимает, что не в силах быть
в номере, где все еще напоминает о ней.
С нежностью вспоминает он ее слова, ска-
занные перед отъездом: «Даю вам честное
слово, что я совсем не то, что вы могли обо мне
подумать. Никогда ничего даже похожего на
то, что случилось, со мной не было, да и не бу-
дет больше. На меня точно затмение нашло...
Или, вернее, мы оба получили что-то вроде
солнечного удара...»
И поручик осознает, что готов отдать
жизнь за то, чтобы снова увидеть свою «пре-
красную незнакомку» и высказать ей, как «он
мучительно и восторженно любит ее».
Если в произведениях, написанных Буни-
ным раньше, любовь была несчастливой пото-
му, что она была не разделена, одинока, то в
этом рассказе трагедия любви заключается
в том, что она слишком сильна. Читатель пони-
мает, что она и не могла продлиться, что раз-
лука героев закономерна и неизбежна. Автор,
чтобы подчеркнуть мизерность отпущенного
любви времени, даже не называет имен героев,
только описывает стремительно развивающее-
ся действие.
Вот.эта «мизерность» времени и дает тол-
чок рождению такого рода новеллы. На не-
скольких страницах И. Бунин умещает тему
огромного романа, которая могла развернуть-
ся со многими подробностями и самым по-
дробным образом поведать о том, что в этом
762
мире устойчивого счастья нет, особенно для
русского характера, а могут быть только «сол-
нечные удары», ослепляющие душу и остав-
ляющие щемящую памятью.
И. Бунин был исключительно хорошим
рассказчиком.
Может быть, зарождение этого жанра
прослеживается и из большей глубины по
времени, но ближайшим классическим образ-
цом его являются, конечно, «Записки охотни-
ка» И. Тургенева.
В наиболее развитом виде эта русская
форма связывается с именем Чехова, одного
из трех «богов» Бунина в литературе (первые
два — Пушкин и Толстой). Бунин, как и Че-
хов, в своих рассказах и повестях пленяет чи-
тателя иными средствами, чем внешняя зани-
мательность, «загадочность» ситуации, заве-
домая исключительность персонажей.
Он приковывает вдруг наше внимание к
тому, что на первый взгляд совершенно обыч-
но, доступно будничному опыту, и заставляет
пристально в него вглядеться.
Западная литература все-таки в большей
своей части строится на сюжете. Русские
классики, как бы сговорившись, почему-то не
стремились строить завлекательную интригу.
Это объясняется тем, что они отражали жи-
вую жизнь и старались за внешними проявле-
ниями видеть глубинную суть русского чело-
века, его душу.