ТЕМА УХОДЯЩЕЙ РУСИ
В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ И. А. БУНИНА
Тема уходящей дворянско-крепостничес-
кой России нашла отражение в произведени-
ях многих русских писателей. Ее литератур-
ные истоки мы находим в произведениях,
написанных еще до отмены крепостного пра-
ва. Так, И.А.Гончаров описывает в «Обло-
мове», как мерный ход жизни в Обломовке
превращается в кипучую деятельность по-
местья Штольца. Барство уходит в прошлое,
но с ним связаны культура и традиции цело-
го класса — дворянства. Об этом же писал и
Н. А. Некрасов в поэме «Кому на Руси жить
хорошо», борьба новых явлений со старым
укладом жизни нашла свое отражение и в
романе И.С.Тургенева «Отцы и дети». На
рубеже двух веков к этой теме обращается
и такой великий русский писатель, как Иван
Алексеевич Бунин.
Почему тема дворянской Руси столь
близка сердцу Бунина? Известно, что он ро-
дился не просто в дворянской семье. Род
Буниных был очень древним, и писатель по
праву гордился своими предками. Он пре-
красно знал образ жизни поместного дво-
рянства, его культуру, быт. Но так же хоро-
шо он знал и жизнь простого крестьянского
люда.
В детстве в деревне от матери и дворовых
он наслушался песен и сказок. Воспоминания
о детских годах — лет с семи, как писал Бу-
нин, — связаны у него «с полем, с мужицки-
ми избами» и их обитателями. Он целыми
днями пропадал в ближайших деревнях, пас
скот вместе с крестьянскими детьми, ездил
в ночное, с некоторыми из них дружил. Под-
ражая подпаску, он и сестра Маша ели чер-
ный хлеб, редьку, «шершавые и бугристые
огурчики», и за этой трапезой, «сами того не
сознавая, приобщались самой земли, всего
того чувственного, вещественного, из чего со-
здан мир», — писал Бунин в автобиографи-
ческом романе «Жизнь Арсеньева». Поэтому
для писателя уход в прошлое этого уклада
жизни был настоящей трагедией. Тема рас-
ставания с близкой ему Россией, той, кото-
рую он знал с самого детства, раскрывается
в таких произведениях Бунина, как «Анто-
новские яблоки», «Эпитафия», «Суходол»,
«Деревня» и других.
В повести «Суходол» писатель с грустью
воссоздает хронику некогда знатного рода
дворян Хрущевых; «Многие из соплеменни-
ков наших, как и мы, знатны и древни ро-
дом. Имена наши поминают хроники: пред-
ки наши были и стольниками, и воеводами,
и «мужами именитыми», ближайшими спо-
движниками, даже родичами царей. И назы-
вайся они рыцарями, родись мы западнее,
как бы твердо говорили мы о них, как долго
еще держались бы! Не мог бы потомок ры-
царей сказать, что за полвека почти исчезло
с лица земли целое сословие, что столько
выродилось, сошло с ума, наложило руки на
себя или было убито, спилось, опустилось
и просто потерялось где-то бесцельно и бес-
плодно!»
Барство у Бунина уходит вместе с его
представителями. Дворяне у него вырожда-
ются. Это ярко видно в повести «Суходол»,
показывающей, как измельчал некогда знат-
ный род. Судьба Хрущевых трагична. Ба-
. рышня Тоня сходит с ума, Петр Петрович
погибает под копытами коня, слабоумный де-
душка Петр Кириллович умирает от руки
крепостного. Представители некогда знатно-
го дворянского рода просто «сосуществуют»
между собой, иногда доходило до того, что
они хватались за ножи и ружья.
При этом Бунин с симпатией относится
к простому люду. «Порой мне казалось на
редкость заманчивым быть мужиком», — пи-
сал он. Жизнь богатых, зажиточных мужи-
ков писатель сравнивает с жизнью среднего
дворянства. Бунину нравится их трудолю-
бие, набожность, размеренный уклад жиз-
ни — все, что составляло основу той Руси,
которая была так близка писателю и которая
уходила в прошлое.
Но Бунин видел и забитость крестьянст-
ва, его невежество и бесхозяйственность.
Герой его замечательной повести «Деревня»
Тихон Краснов до глубины души поражен,
что в плодородном черноземном крае может
быть голод, разорение и нищета. «Хозяина
бы сюда, хозяина!» — думает он. Его брат
Кузьма винит в этом правительственных
«пустоболтов», которые «затоптали, забили
народ».
765
Повесть Бунина «Деревня», напечатан-
ная в 1910 году, вызвала большие споры
и явилась началом огромной популярности
писателя. За «Деревней» последовали дру-
гие повести и рассказы, как писал Бунин,
«резко рисовавшие русскую душу, ее свет-
лые и темные, часто трагические основы». По
мнению Максима Горького, о чем он и на-
писал автору «Деревни», Бунин в этом про-
изведении «широко захватил жизнь русского
народа, касается проблем исторических, на-
циональных и того, что было злобой дня, —
войны и революции». При этом он изобража-
ет современную ему деревню «без всяких
прекрас».
«Беспощадная правда» бунинской повес-
ти была основана на глубоком знании ее ав-
тором «мужицкого царства». В ней Бунин по-
казывает жизнь крестьянства накануне пер-
вой русской революции, события которой
полностью разрушают привычный ход жиз-
ни в деревне. Мы видим какие-то мужицкие
сходки, горящие помещичьи усадьбы, разгул
бедноты... Герои повести пытаются разо-
браться в окружающем, найти для себя точ-
ку опоры. Но неспокойные события начала
века обостряют не только социальные про-
блемы деревни, но и разрушают нормальные
человеческие отношения, заводят героев
«Деревни» в тупик.
Герои Бунина очень тяжело пережива-
ют все эти события. Иногда они не в силах
выносить разлад в привычной им жизни:
Арсений Семенович из рассказа «Антонов-
ские яблоки» застрелился. В этом расска-
зе Бунин идеализирует доброе старое вре-
мя, когда дворянство переживало свои
лучшие времена. Вчитываясь в его строки,
мы начинаем видеть целую историю рас-
цвета и заката жизни помещичьих усадеб,
описание осени дворянства. Антоновские
яблоки — символ жизни, благополучия.
Поэтому не случайно лучшие воспомина-
ния Бунина о прежней богатой дворянской
жизни связаны именно с антоновкой, та-
кой реальной, что мы, кажется, слышим ее
запах.
Творчество И. А. Бунина занимает значи-
тельное место не только в русской, но и во
всемирной литературе. В мире прозу Бунина
приравняли к произведениям. Толстого и До-
стоевского, говоря при этом, что он обновил
русское искусство и по форме, и по содержа-
нию, привнес в реализм XIX века новые чер-
ты и краски. Описывая современные ему со-
бытия, Бунин выдвигает на первый план веч-
ные ценности — добро и красоту. Это давало
писателю столь необходимое ему ощущение
связи с прошлым.