ЛЮБОВЬ НА СТРАНИЦАХ
ПРОИЗВЕДЕНИЙ И. А. БУНИНА
В первой половине двадцатых годов как
никогда сильна в творчестве Бунина борьба
двух начал: жизни и смерти. Противопостав-
ление смерти писатель видит в любви. Эта
тема становится главной для него. По его
убеждению, любовь — это прекрасные мгно-
вения, озаряющие жизнь человека. «Любовь
не понимает смерти. Любовь есть жизнь» —
эти слова Андрея Болконского из «Войны и
мира» нашли глубокое отражение в творче-
стве Ивана Алексеевича Бунина. Он пишет
о самом высшем и полном, с его точки зре-
ния, земном счастье.
В двадцатых годах Бунин пишет большой
рассказ «Дело корнета Елагина». Герой, влюб-
ленный в актрису, переживает мучительное
и сокрушительное чувство. Оно оказывается
роковым для обоих и приводит к трагическо-
му исходу.
Обычно первая любовь рассматривается
поэтически или же как что-то несерьезное,
даже легкомысленное. Но Бунин утвержда-
ет, что это совсем не так: «Часто эта «первая
любовь» сопровождается драмами, трагедия-
ми, но совсем никто не думает о том, что как
раз в это время переживают люди нечто го-
раздо более глубокое, сложное, чем волне--
ния, страдания, обычно называемые обожа-
нием милого существа: переживают, сами то-
го не ведая, жуткий расцвет, мучительное
раскрытие, первую мессу пола». Эта «первая
месса пола» изменяет до основания внутрен-
ний мир человека, обостряет его чувстви-
тельность ко всему вокруг. Каковы же были
отношения Елагина и Сосновской? Горячее
чувство его наталкивалось на капризное и
переменчивое настроение ее. Елагин мучи-
тельно переживает переходы чувств своей
возлюбленной от внезапных проявлений
любви к равнодушию, почти безразличию.
Герой был близок к самоубийству, метался
от отчаяния к взрывам нежности, от ярости
к прощению.
Как говорит на суде свидетель Залесский,
«она то распаляла его (Елагина), то обдавала
холодной водой». Елагину приходилось по-
стоянно страдать от ревности, так как Со-
сновская постоянно была окружена поклон-
никами.
Очень похожая ситуация описана и в по-
вести «Митина любовь», в романе «Жизнь
Арсеньева», в рассказе «Сны Чанга». По
мнению писателя, страстную любовь и жес-
токую ревность вызывают определенного ти-
па женщины, которые являются воплощени-
ем «типичнейшего женского естества». Их
невозможно понять, их души — мятущиеся,
неустойчивые, как бы «недолепленные» при-
родой. Эти женщины часто страдают и за-
ставляют страдать других. Вот как говорит
о них капитан, герой рассказа «Сны Чанга»:
«Есть, брат, женские души, которые вечно
томятся какой-то печальной жаждой любви
и которые от этого самого никогда и никого
не любят. Есть такие — и как судить их за
всю их бессердечность, лживость?.. Кто их
разгадает?»
Между тем мужчины с обостренной чувст-
вительностью, с развитым воображением от-
дают свое сердце таким женщинам с той же
безоглядностью, с какой впечатлительный,
восторженный Елагин пленяется капризной
и истеричной Сосновской.
Особое место в творчестве Бунина занима-
ет цикл рассказов «Темные аллеи». Критики
назвали его «энциклопедией любви». Иван
Алексеевич исследует и описывает самые раз-
нообразные оттенки взаимоотношений двоих.
Это и нежные, возвышенные чувства (расска-
зы «Руся», «Натали»), и бурная страсть («Зой-
ка и Валерия», «Галя Ганская», «Дубки»), и
проявление противоречивых эмоций («Анти-
гона», «Визитные карточки»).
Но в первую очередь Бунина интересует
истинная земная любовь, «гармония земли и
неба». Такая любовь нечасто встречается в
жизни, но испытать ее — огромное, ни с чем
не сравнимое счастье. Однако уже давно заме-
768
чено, что чем сильнее, ярче и совершеннее лю-
, бовь, тем скорее ей суждено оборваться. Но
оборваться — не значит погибнуть. Это чувст-
во озаряет весь жизненный путь человека.
Так, в рассказе «Темные аллеи» Надеж-
да, владелица «постоялой горницы*, через
всю жизнь пронесла любовь к барину, когда-
то соблазнившему ее. «Молодость у всякого
проходит, а любовь — другое дело», «Все
проходит, да не все забывается», — говорит
она. И барин Николай Алексеевич, когда-то
бросивший ее, понимает, что лучшие мгнове-
ния его' жизни связаны с этой женщиной.
Но прошлого не вернешь.
В рассказе «Руся» герой двадцать лет не
может забыть чудесную девушку, в семье
которой он когда-то служил репетитором. Но
влюбленным пришлось расстаться, и с тех
пор прошло много лет. Герой постарел, же-
нился, но по-прежнему помнит, как «однаж-
ды она промочила в дождь ноги... и он кинул-
ся разувать и целовать ее мокрые узкие
ступни — подобного счастья не было во всей
его жизни».
А вот перед нами героиня рассказа «Хо-
лодная осень», которая проводила на войну
своего жениха холодным осенним вечером.
Через месяц его убили, но чувство к нему
продолжает жить в душе молодой девушки.
Ей пришлось много страдать, перенести тя-
желые испытания, но на пороге старости для
нее важно другое: «Но, вспоминая все то, что
я пережила с тех пор, всегда спрашиваю се-
бя: да, а что же все-таки было в моей жиз-
ни? И отвечаю _ себе: только тот холодный
осенний вечер. Ужели он был когда-то? Все-
таки был. И это все, что было в моей жиз-
ни — остальное ненужный сон».
Читая бунинские новеллы, обращаешь
внимание на то, что он никогда не пишет о сча-
стливой, благополучной любви. Так, погибает
от выстрела ревнивого любовника единствен-
ная женщина, которую по-настоящему полю-
бил герой рассказа «Генрих», умирает от сер-
дечного приступа Николай Платонович в! но-
велле «В Париже», внезапное появление
сумасшедшей матери Руси во время ее свида-
ния с любимым навсегда разлучает их, уходит
в монастырь героиня «Чистого понедельника»,
умирает от преждевременных родов Натали.
Почему же Бунин никогда не рассказывает
о счастливой любви, соединяющей влюблен-
ных? Наверное, потому, что соединение любя-
щих — это уже совсем иные чувства и отноше-
ния. Здесь нет места страданиям и боли, но нет
и того блаженства, «зарниц счастья». Поэтому
в тот момент, когда история любви идет к сча-
стливому завершению, непременно появляют-
ся непредвиденные обстоятельства или разра-
жается катастрофа, вплоть до смерти героев.
С присущим ему высоким мастерством писа-
тель стремится остановить мгновение на выс-
шем взлете чувств.
Еще одной интересной особенностью люб-
ви героев является то, что они словно избега-
ют даже мысли о браке.
В «Деле корнета Елагина» автор замечает:
«Неужели неизвестно, что есть странное
свойство всякой сильной и вообще не совсем
обычной любви даже как бы избегать брака?»
Действительно, и Елагин, и Сосновская по-
нимают, что брак между ними невозможен.
В рассказе «Качели» герой задает вопрос: «Но
какой же я муж?» И получает ответ девушки:
«Нет, нет, только не это». «Пусть будет толь-
ко то, что есть... Лучше уж не будет», — счи-
тает она. Герой новеллы «Таня» с ужасом
думает о том, что будет, если он женится на
Тане. А между тем только ее он любит по-на-
стоящему. Как-то раз Бунин процитировал
чьи-то слова о том, что часто легче умереть за
женщину, чем жить с ней. Видимо, эта точка
зрения и нашла отражение в его рассказах
о любви. Можно соглашаться с этим, можно
не соглашаться. Это не умаляет красоты
и прелести бунинских новелл. И неважно, по-
женились герои или нет. «Всякая любовь —
великое счастье, даже если она не разделе-
на». Эти слова из книги «Темные аллеи»
красной нитью проходят через все творчество
Ивана Алексеевича Бунина.