«СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК»
РУССКОЙ ПОЭЗИИ
Начало XX столетия вошло в историю
литературы под красивым именем «серебря-
823
ного века». На этот период пришелся вели-
кий взлет русской культуры, обогативший
поэзию новыми именами. Начало «серебря-
ного века» пришлось на 90-е годы XIX столе-
тия, его связывают с появлением таких заме-
чательных поэтов, как В.Брюсов, И.Аннен-
ский, К. Бальмонт. Расцветом этого периода
в русской культуре считают 1915 год — вре-
мя его наивысшего подъема.
Нам известны тревожные исторические
события этого времени. Поэты, как и полити-
ки, пытались открыть для себя что-то новое.
Политики добивались социальных перемен,
поэты искали новые формы художественного
отображения мира. На смену классике XIX ве-
ка приходят новые литературные течения:
символизм, акмеизм, футуризм.
Одним из первых альтернативных лите-
ратурных течений стал символизм, объеди-
нивший таких поэтов, как К. Бальмонт,
В.Брюсов, А. Белый и других. Символисты
считали, что новое искусство должно переда-
вать настроения, чувства и мысли поэта при
помощи образов-символов. При этом худож-
ник познает окружающий мир не в результате
раздумий, а в процессе литературного твор-
чества — в момент ниспосланного ему свыше
творческого экстаза.
Тень несозданиых созданий
Колыхается во сне,
Словно лопасти латаний
На эмалевой стене...
Полусонно чертят звуки
В звонко-звучной тишине...
Так описывал ощущение зарождения
творческой идеи наиболее яркий представи-
тель символизма В. Брюсов. Он сформулиро-
вал в своем творчестве идеи этого литератур-
ного направления. В стихотворении «Юному
поэту» мы находим такие строки:
Юноша бледный со взором горящим,
Ныне даю я тебе три завета.
Первый прими: не живи настоящим,
Только грядущее — область поэта.
Помни второй: никому не сочувствуй,
Сам же себя полюби беспредельно.
Третий храни: поклоняйся искусству,
Только ему, безраздумно, бесцельно.
Но эти заветы не означают, что поэт не
должен видеть жизни, создавать искусство
ради искусства. Это доказывает многогран-
ная поэзия самого Брюсова, отображающая
жизнь во всем ее разнообразии. Поэт нахо-
дит удачное сочетание формы и содержания.
Он пишет:
И я хочу, чтоб все мои мечты,
Дошедшие до слова и до света,
Нашли себе желанные черты.
Для символистов характерна сосредоточен-
ность на внутреннем мире поэта. У К. Баль-
монта, например, внешний мир существовал
лишь для того, чтобы поэт мог выразить в нем
свои собственные переживания:
Я ненавижу человечество,
Я от него бегу, спеша.
Мое единое отечество —
Мол пустынная душа.
Это видно и на • примере следующих
строк, где обращенность Бальмонта к внут-
реннему миру отражена не только содержа-
нием, но и формой (частое использование ме-
стоимения «я»):
Я мечтою ловил уходящие тени,
Уходящие тени погасавшего дня,
Я на башню всходил, и дрожали ступени,
И дрожали ступени под ногой у меня.
В поэзии К. Бальмонта можно найти от-
ражение всех его душевных переживаний.
Именно они, по мнению символистов, заслу-
живали особого внимания. Бальмонт ста-
рался запечатлеть в образе, в словах любое,
пусть даже мимолетное, ощущение. Поэт
пишет:
Я не знаю мудрости, годной для других,
Только мимолетности я влагаю в стих.
В каждой мимолетности вижу я миры,
Полные изменчивой радужной игры.
В споре с символизмом родилось новое
литературное течение «серебряного века» —
акмеизм. Поэты этого направления — Н.Гу-
милев, А. Ахматова, О. Мандельштам — от-
вергали тягу символизма к неизведанному,
чрезмерную сосредоточенность поэта на вну-
треннем мире. Они проповедовали идею ото-
бражения реальной жизни, обращения поэта
к тому, что можно познать. А посредством
отображения реальности художник-акмеист
становится причастным к ней.
И действительно, в творчестве Николая
Гумилева мы находим в первую очередь от-
ражение окружающего мира во всех его кра-
сках. В его поэзии мы находим экзотические
824
пейзажи и обычаи Африки. Поэт глубоко
проникает в мир легенд и преданий Абисси-
нии, Рима, Египта. Об этом говорят такие
строки:
Я знаю веселые сказки таинственных стран
Про черную деву, про страсть молодого вождя,
Но ты слишком долго вдыхала
тяжелый туман,
Ты верить не хочешь во что-нибудь,
кроме дождя.
И как я тебе расскажу про тропический сад,
Про стройные пальмы, про запах
немыслимых трав.
Ты плачешь? Послушай... далеко, на озере Чад
Изысканный бродит жираф,
Каждое стихотворение Гумилева открыва-
ет новую грань взглядов поэта, его настрое-
ний, видения мира. Например, в стихотворе-
нии «Капитаны» он предстает перед нами как
певец отваги, риска, смелости. Поэт поет гимн
людям, бросающим вызов судьбе и стихиям:
Быстрокрылых ведут капитаны —
Открыватели новых земель,
Для кого не страшны ураганы,
Кто изведал малъстремы и мель.
Чья не пылью затерянных хартий — -
Солью моря пропитана грудь,
Кто иглой на разорванной карте
Отмечает свой дерзостный путь.
Содержание и изысканный стиль стихов
Гумилева помогают нам ощутить полноту жиз-
ни. Они являются подтверждением того, что
человек сам может создать яркий, красочный
мир, уйдя от серой будничности.
К миру прекрасного приобщает нас и по-
эзия Анны Ахматовой. Ее стихи поражают
внутренней силой чувства. Поэзия Ахмато-
вой — это и исповедь влюбленной женской
души, и чувства человека, живущего всеми
страстями XX века. По словам О. Мандельш-
тама, Ахматова «принесла в русскую лирику
всю огромную сложность и психологическое
богатство русского романа XIX века». И дей-
ствительно, любовная лирика Ахматовой вос-
принимается как огромный роман, в котором
переплетаются многие человеческие судьбы.
Но чаще всего мы встречаем образ женщины,
жаждущей любви, счастья:
Настоящую нежность не спутаешь
Ни с чем, и она тиха.
Ты напрасно бережно кутаешь
Мне плечи и грудь в меха.
И напрасно слова покорные
Говоришь о первой любви.
Как я знаю эти упорные
Несытые взгляды твои!
Пришедшее на смену акмеизму новое ли-
тературное течение «серебряного века» — фу-
туризм — отличалось агрессивной оппозици-
онностью традиционным стихам поэтов-клас-
сиков. Первый сборник футуристов назывался
«Пощечина общественному вкусу». С футу-
ризмом было связано раннее творчество Вла-
димира Маяковского. В ранних стихах поэта
чувствуется желание поразить читателя нео-
бычностью своего видения мира. Например, в
стихотворении «Ночь» Маяковский использует
неожиданное сравнение. У поэта освещенные
окна ночного города вызывают ассоциацию с
веером карт. В представлении читателя воз-
никает образ города-игрока:
Багровый и белый отброшен и скомкан,
В зеленый бросали горстями дукаты,
А черным ладоням сбежавшихся окон
Раздали горящие желтые карты.
Поэты-футуристы В. Маяковский, В. Хлеб-
ников, В. Каменский противопоставляли себя
классической поэзии, они старались найти но-
вые поэтические ритмы и образы, создать по-
эзию будущего.
Поэзия «серебряного века» открывает нам
неповторимый и удивительный мир красоты
и гармонии. Она учит нас видеть прекрасное в
обыденном, глубже понимать внутренний мир
человека. А поиски поэтами «серебряного ве-
ка» новых стихотворных форм, переосмысле-
ние ими роли творчества дают нам более глу-
бокое понимание поэзии.