ПОЭТЫ «СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА»
(Николай Гумилев)
«Серебряный век» в русской литерату-
ре — это период 'творчества основных пред-
ставителей модернизма, период появления
множества талантливых авторов. Условно на-
чалом «серебряного века» считают 1892 год,
фактический же его конец пришел с Октябрь-
ской революцией.
825
Поэты-модернисты отрицали социальные
ценности и старались создать поэзию, при-
званную содействовать духовному развитию
человека. Одним из наиболее известных на-
правлений в модернистской литературе был
акмеизм. Акмеисты провозгласили освобож-
дение поэзии от символистских порывов к
«идеальному» и призвали вернуться от мно-
гозначности образов к материальному миру,
предмету, «естеству». Но и их поэзии были
присущи склонность к эстетизму, к поэтиза-
ции чувств. Это хорошо видно на примере
творчества видного представителя акмеизма,
одного из лучших русских поэтов начала
XX века Николая Гумилева, чьи стихотворе-
ния поражают нас красотой слова, возвы-
шенностью созданных образов.
Сам Гумилев называл свою поэзию музой
дальних странствий, поэт был верен ей до
конца своих дней. Знаменитая баллада «Капи-
таны» из принесшего Гумилеву широкую из-
вестность сборника стихов «Жемчуга» — это
гимн людям, бросающим вызов судьбе и сти-
хиям. Поэт предстает перед нами как певец
романтики дальних странствий, отваги, риска,
смелости: ,
Быстрокрылых ведут капитаны —
Открыватели новых земель,
Для кого не страшны ураганы,
Кто изведал малъстремы и мель.
Чья не пылью затерянных хартий —
Солью моря пропитана грудь,
Кто иглой на разорванной карте
Отмечает свой дерзостный путь.
Даже в военной лирике Николая Гумиле-
ва можно найти романтические мотивы. Вот
отрывок из стихотворения, вошедшего в сбор-
ник «Колчан»:
И залитые кровью недели
Ослепительны и легки,
Надо мною рвутся шрапнели,
Птиц быстрей взлетают клинки.
Я кричу, и мой голос дикий,
Это медь ударяет в медь,
Я, носитель мысли великой,
Не могу, не могу умереть.
Словно молоты громовые
Или воды гневных морей,
Золотое сердце России
Мерно бьется в груди моей.
Романтизация боя, подвига была особен-
ностью Гумилева — поэта и человека с ярко
выраженным редкостным рыцарским нача-
лом и в поэзии, и в жизни. Современники на-
зывали Гумилева поэтом-воином. Один из
них писал: «Войну он принял с простотою... с
прямолинейной горячностью. Он был, пожа-
луй, одним из тех немногих людей в России,
чью душу война застала в наибольшей бое-
вой готовности». Как известно, в годы первой
мировой войны Николай Гумилев доброволь-
цем пошел на фронт. По его прозе и стихам
мы можем судить, что поэт не только роман-
тизировал военный подвиг, но и видел и со-
знавал весь ужас войны.
В сборнике «Колчан» начинает рождаться
новая для Гумилева тема — тема России.
Здесь звучат совершенно новые мотивы —
творения и гений Андрея Рублева и кровавая
гроздь рябины, ледоход на Неве и древняя
Русь. Он постепенно расширяет свои темы,
а в некоторых стихотворениях достигает глу-
бочайшей прозорливости, как бы предсказы-
вая собственную судьбу:
Он стоит пред раскаленным горном,
Невысокий старый человек.
Взгляд спокойный кажется покорным
От миганъя красноватых век.
Все товарищи его заснули,
Только он один еще не спит:
Все он занят отливанъем пули,
Что меня с землею разлучит.
Последние прижизненные сборники стихов
Н. Гумилева изданы в 1921 году — это «Ша-
тер» (африканские стихи) и «Огненный столп».
В них мы видим нового Гумилева, поэтическое
искусство которого обогатилось простотой вы-
сокой мудрости, чистыми красками, мастер-
ским использованием прозаически-бытовых
и фантастических деталей. В творчестве Ни-
колая Гумилева мы находим отражение окру-
жающего мира во всех его красках. В его по-
эзии — экзотические пейзажи и обычаи Аф-
рики. Поэт глубоко проникает в мир легенд
и преданий Абиссинии, Рима, Египта:
Я знаю веселые сказки таинственных
стран
Про черную деву, про страсть молодого
вождя,
Но ты слишком долго вдыхала тяжелый
туман,
826
Ты верить не хочешь во что-нибудь,
кроме дождя.
И как я тебе расскажу про тропический сад,
Про стройные пальмы, про запах
немыслимых трав.
Ты плачешь? Послушай... далеко, на озере Чад
Изысканный бродит жираф.
Каждое стихотворение Гумилева откры-
вает новую грань взглядов поэта, его настро-
ений, видения мира. Содержание и изыскан-
ный стиль стихов Гумилева помогают нам
ощутить полноту жизни. Они являются под-
тверждением того, что человек сам может со-
здать яркий, красочный мир, уйдя от серой
будничности. Прекрасный художник, Нико-
лай Гумилев оставил интересное наследие,
оказал значительное влияние на развитие
российской поэзии.