СВОЕОБРАЗИЕ ЛИРИКИ
Б. ПАСТЕРНАКА
Поэтический мир Бориса Пастернака
предстает перед нами во всем своем богатст-
ве — богатстве звуков и ассоциаций, кото-
рые открывают нам давно знакомые предме-
ты и явления с новой, порой неожиданной
стороны. Поэзия Пастернака — это отра-
жение личности поэта, выросшего в семье
известного художника и талантливой пиани-
стки. Известна любовь Бориса Пастернака
к музыке — ему даже прочили композитор-
ское будущее, но смыслом его жизни стала
поэзия.
Первые публикации его стихотворений
относятся к 1913 году. В следующем году вы-
ходит первый сборник поэта «Близнец в ту-
чах». Пастернак входил в небольшую группу
поэтов «Центрифуга», близкую к футуризму,
но попавшую под влияние символистов. К сво-
ему раннему творчеству он относился крити-
чески и впоследствии ряд стихотворений ост-
новательно переработал.
Надо сказать, что Пастернаку в целом
свойственно отношение к поэзии как к на-
пряженной работе^ требующей полной само-
отдачи:
Не спи, не спи, работай,
Не прерывай труда,
Не спи, борись с дремотой,
Как летчик, как звезда.
Не спи, не спи, художник,
Не предавайся сну.
Ты — времени заложник
У вечности в плену.
Уже в первые годы творчества у Пас-
тернака проявляются те особенности его та-
ланта, которые полностью раскрылись в по-
следующем: поэтизация «прозы жизни»,
внешне неярких фактов, философские раз-
думья о смысле любви и творчества, жизни
и смерти:
Февраль. Достать чернил и плакать!
Писать о феврале навзрыд,
Пока грохочущая слякоть
Весною черною горит.
Борис Пастернак вводил в свои стихи
редкие слова и выражения — чем меньше
слово было в книжном обороте, тем лучше
это было для поэта. Поэтому нет ничего уди-
вительного в том, что ранние стихотворения
Пастернака после первого прочтения могут
остаться непонятыми. Для того чтобы вник-
нуть в суть образов, созданных поэтом, нужно
знать точное значение написанных им слов.
А к их выбору Пастернак относился с боль-
шим вниманием. Он хотел избежать штам-
пов, его отталкивали «затертые» поэтические
выражения. Поэтому в его стихах мы часто
можем встретить устаревшие слова, редкие
географические названия, конкретные имена
философов, поэтов, ученых, литературных
персонажей.
Своеобразие стихотворного стиля Пас-
тернака состоит также в необычном синт'ак-
863
сисе. Поэт нарушает привычные нормы. Вроде
бы обычные слова, но их расстановка в стро-
фе необычна, и поэтому стихотворение тре-
бует от нас внимательного чтения:
В посаде, куда ни одна нога
Не ступала, лишь ворожеи да вьюги
Ступала нога, в бесноватой округе,
Где и то, как убитые, спят снега...
(«Метель»)
Но какую экспрессивность придает та-
кой синтаксис поэтическому тексту! В сти-
хотворении «Метель» речь идет о путнике,
заблудившемся в посаде, о метели, усугуб-
ляющей безысходность его пути. Душевное
состояние путника передают обычные сло-
ва, но само чувство тревоги, растерянности
звучит в том необычном ритме стихотворе-
ния, который придает ему своеобразный
синтаксис.
Оригинальны и ассоциации Пастернака.
Они непривычные, но именно благодаря
этому действительно свежие. Они помогают
описываемому поэтом образу раскрыться
именно так, как он его видит. В стихотворе-
нии «Старый парк» сказано, что «карающих
стай девятки разлетаются с дерев». А далее
находим такие строчки:
Зверской боли крепнут схватки,
Крепнет ветер, озверев,
' И летят грачей девятки,
Черные девятки треф.
Образный ряд этого стихотворения глуб-
же, чем может показаться на первый взгляд.
Поэт использует здесь трехчленное сравне-
ние: грачи — девятки треф — самолеты. Дело
в том, что стихотворение написано в 1941 году,
в пору, когда не названные в нем самолеты
летали девятками, и их строй напомнил по-
эту девятки треф и грачей. В сложных ассо-
циативных рядах — своеобразие поэзии Пас-
тернака.
М. Горький писал по этому поводу Пас-
тернаку: «Много изумляющего, но часто за-
трудняешься понять связи ваших образов и
утомляет ваша борьба с языком, со словом».
И еще: «Иногда я горестно чувствую, что ха-
ос мира одолевает силу вашего творчества
и отражается в нем именно как хаос, дисгар-
монично». В ответ Пастернак писал: «Я все-
гда стремился к простоте и никогда к ней
стремиться не перестану». В зрелой лирике
поэта действительно есть ясность выраже-
ния, сочетающаяся с глубиной мысли:
Во всем мне хочется дойти
До самой сути.
В работе, в поисках пути,
В сердечной смуте.
До сущности протекших дней
До их причины,
До основанья, до корней,
До сердцевины.
Произошедшая с поэтом эволюция была
естественным путем художника, желающего
во всем дойти «до самой сути». Постижение
духовного мира человека, законов развития
общества, природы является главным в твор-
честве Бориса Пастернака. Многие его стихи
служат поводом- для раздумья над вопросами
жизненного устройства. Вот, к примеру, от-
рывок из стихотворения «Вокзал»:
Вокзал, несгораемый ящик
Разлук моих, встреч и разлук,
Испытанный друг и указчик,
Начать — не исчислить заслуг.
Бывало, вся жизнь моя — в шарфе,
Лишь подан к посадке состав,
И пышут намордники гарпий,
Парами глаза нам застлав.
Бывало, лишь рядом усядусь —
И крышка. Приник и отник.
Прощай же, пора, моя радость!
Я спрыгну сейчас, проводник.
Живописная и звуковая выразительность
стиха, индивидуальная неповторимость об-
разной системы — таковы характерные осо-
бенности поэзии Пастернака. Этот поэт узна-
ваем. Он и талантливый художник, и умный
собеседник, и поэт-гражданин. Известно, что
его творческий путь был нелегким его осуж-
дали, травы {после написания романа «Док-
тор Живаго»). В те дни Пастернак напишет:
Я пропал, как зверь в загоне.
Где-то люди, воля, свет,
А за мною шум погони,
Мне наружу ходу нет.
Что же сделал я за пакость,
Я убийца и злодей? .
Я весь мир заставил плакать
Над красой земли моей.
Признанием большого литературного та-
ланта'Бориса Пастернака явилась присуж-
864
денная поэту в 1958 году Нобелевская пре-
мия «За выдающиеся заслуги в современной
лирической поэзии и на традиционном по-
прище великой русской прозы». Тогда Пас-
тернака вынудили отказаться от этой пре-
мии. В 1989 году она была возвращена поэту
посмертно. Можно с уверенностью сказать,
что литературное наследие Бориса Пастер-
нака имеет важное значение не только в рус-
ской, но и в мировой культуре.