ФИЛОСОФСКАЯ ПРОБЛЕМАТИКА
ПОЭЗИИ Б. ПАСТЕРНАКА
До сущности протекших дней,
До их причины,
До оснований, до корней,
До сердцевины.
Б. Пастернак
Поэзия Бориса Пастернака не легка для
восприятия. Дело тут не только в сложности
его поэтики, но и в глубине и динамике мыс-
ли. Некогда поэт заметил, что философия —
листва поэзии; читая его стихи, убеждаешь-
ся в этом вновь и вновь. Философская тради-
ция в русской лирике представлена такими
именами, как Баратынский, Пушкин, Лер-
монтов, Тютчев. В своем творчестве они раз-
мышляли о вопросах бытия, жизни и смерти,
человеческого предназначения и духовности,
взаимоотношениях человека и мира, челове-
ка и природы. Идеалы Истины, Добра и Кра-
соты находят свое выражение в произведе-
ниях всех великих художников вне зависи-
мости от места и времени их существования,
потому что именно эти ценности определяют
человеческую жизнь в целом: они суть ее,
первооснова.
Философская направленность лирики
Пастернака во многом обусловлена биогра-
фическими факторами. Музыка, живопись и
литература определяли атмосферу в детстве
поэта. Его отец был известным художником,
мать — одаренной пианисткой; гостями до-
ма были Серов, Врубель, Скрябин, Рахмани-
нов, Лев Толстой. Будущий поэт напряжен-
но впитывает в себя все новое, постигает об-
щую природу всего искусства и, в конеч-
ном итоге, всякой духовности. Все прояв-
ления человеческого духа имеют своим ито-
гом обобщающую философскую систему
взглядов; для ее изучения молодой Пастер-
нак решает стать профессиональным фило-
софом, поступает на философское отделение
историко-филологического факультета, за-
тем продолжает занятия в Марбурге. И хотя
окончательный выбор его пал на поэзию (че-
му, на мой взгляд, следует только радовать-
ся), поэт на всю жизнь остается «привязан»
к философской тематике, которая органично
входит в его поэзию, не подавляя, не ослаб-
ляя ее. Скорее, наоборот, лирика Пастерна-
ка только выигрывает от такого сближения,
обретая неслыханную глубину и силу воз-
действия.
Особенность философской мысли Пастер-
нака, или, точнее, способа ее выражения, —
то, что она нигде не дана явно, открыто.
Поэзии вообще это не свойственно, но у Па-
стернака глубинный подтекст стиха заши-
фрован, спрятан особенно изощренно, на
грани риска, что ленивый и нелюбопытный
читатель не сможет его уловить. Что ж, зна-
чит, такой читатель стихам не нужен. Че-
ловек, читающий Пастернака, должен сам
пройти путь от поэтического образа к фи-
лософскому обобщению: автор никогда не
представляет явно «конечный вывод мудро-
сти земной», ясный для него самого. Он дает
исходный материал для напряженных мыс-
ленных исканий, впрочем, рассыпая тут и
там намеки, вехи для указания пути. А ос-
новная философская позиция поэта остается
как бы «за кадром».
Не претендуя на полноту и однозначную
правильность истолкования, попытаемся опи-
сать основные принципы пастернаковского ми-
ровоззрения.
Основная философская проблема — про-
блема бытия. В каком-то смысле для Пастер-
нака ее нет. У него мир существует — и все.
Без всяких «почему» и «зачем»;
Не надо толковать,
Зачем так церемонно
Мареной и лимоном
Обрызнута листва.
Существование мира утверждается всей
поэзией Пастернака. Сама она — неизмен-
28 Зак. 269 865
ное выражение удивления и благоговения
перед чудом жизни. Потому что жизнь во
всех ее многообразных проявлениях есть не-
преходящее чудо, чья необыкновенность на-
столько велика, что способна исцелить лю-
бую боль:
На свете нет тоски такой,
Которой снег бы не излечивал.
Герой поэзии Пастернака принимает
бытие таким, каково оно есть; совершенст-
во, целесообразность его не вызывают со-
мнения. «Сестра моя — жизнь», —.говорит
он. И жизнь входи-т в его стихи как в свой
дом: поэт с ней на «ты», меж ними нет дис-
танции, о чем свидетельствуют эти строки:
Со мной, с моей свечею вровень
Миры расцветшие висят.
Герой принимает мир, и жизнь в нем ка-
жется ему простой и не отягощенной прему-
дростями, созданными искусственно:
Легко проснуться и прозреть,
Словесной сор из сердца вытрясть
И жить, не засоряясь впредь.
Все это -— не большая хитрость.
Благоговение перед жизнью распростра-
няется на все ее формы, без унижающего ее
великий дух деления на вечное и преходя-
щее, на возвышенное и приземленное:
«О Господи, как совершенны
Дела твои, — думал больной, —
Постели, и люди, и стены,
Ночь смерти и город ночной...»
Как правило, в произведениях Пастернака
тема смерти почти отсутствует в чистом виде.
Смерть не нарушает законов и течения жиз-
ни, она тоже есть часть бытия. Смерть — это
скорее переход к иному этапу существования.
Герой не испытывает страха перед небытием,
ибо небытия не существует. Об этом — сти-
хотворение «Уроки английского». Обращаясь
к героиням Шекспира, поэт повествует о том,
как их смерть становится открытием новых
миров, не концом, а началом жизни во все-
ленной.
Размышляя об основах бытия, Пастернак
на первое место ставит любовь. Любовь —
не просто человеческое чувство, но принцип
жизни, ее первооснова. Ей есть соответствие
в мире природном — это всеобщая связь
всех явлений и вещей. В одном из стихотво-
рений поэт проводит параллель между лю-
бовью героя и жизнью морской стихии: ге-
рой привязан к своей возлюбленной, как мо-
ре к берегу. В стихотворении «Давай ронять
слова...» на вопрос о том, кто управляет ми-
ром, «кто велит», дается ответ: «Всесильный
бог любви, Ягайлов и Ядвиг». Эти имена вы-
браны не случайно — некогда именно брак,
сочетание польской королевы Ядвиги к ли-
товского князя Ягайло дало начало новому
государству.
Чувство любви роднит человека и мир:
И сады, и пруды, и ограды,
И кипящее белыми воплями
Мирозданье — лишь страсти разряды,
Человеческим сердцем накопленной.
Именно любовь дает человеку возмож-
ность понять мир. Проблема миропонимания
очень важна для Пастернака, и единственное
ее решение в поэзии автора — это полное
принятие всех обликов жизни.
Свое определение смысла человеческой
жизни поэт сформулировал в стихотворении,
которое можно назвать программным для его
творчества — «Во всем мне хочется дойти...»
Человек должен жить, постигая законы это-
го мира — законы любви всего ко всему.
В соответствии с ними должна строиться и
его жизнь:
Но надо жить без самозванства,
Так жить, чтобы в конце концов
Привлечь к себе любовь пространства,
Услышать будущего зов.
Труд при этом выступает как цель бытия
и его форма: герой говорит о блаженстве «за-
нятий», о том, что «праздность — прокля-
тье». Таков для Пастернака «конечный вы-
вод мудрости земной».
Философия Пастернака — жизнеут-
верждающая и оптимистичная. В этом ми-
ре много трагедий и невзгод, но они ведут
нас к новым высотам понимания жизни,
служат своего рода очищающим душу ка-
тарсисом. Нельзя сказать — «Мир прекра-
сен», но нужно — «Мир существует, и это
прекрасно».
Им правит закон любви. Все это должен
принять человек, принять и трудиться.