Что послужило поводом для второго крестового похода? Государства крестоносцев были со всех сторон окружены народами, чью тер¬риторию они захва¬тили. Поэтому не¬удивительно, что вла¬дения захватчиков то и дело подвергались нападению египтян, сельджуков или сирийцев. И, конечно же, мусульманские правители всячески стара¬лись использовать трения между отдель¬ными государствами крестоносцев. Впро¬чем, Византия при всяком удобном случае тоже участвовала в боях против христиан¬ских государств на Востоке. В 1137 г. ви¬зантийский император Иоанн I! напал на Антиохию и завоевал ее. Государства крестоносцев были между собой в таком разладе, что даже не помогли Антиохии. Под конец 1143 года блестящий мусуль¬манский полководец Имад-ад-дин Зенги напал на графство Эдесса и вырвал его у крестоносцев. Потеря Эдессы вызвала гнев и огорчение и в Европе, ибо возни¬кло опасение, что теперь мусульманские государства широким фронтом выступят против захватчиков. По просьбе иерусалимского короля папа Евгений III вновь призвал к кресто¬вому походу. Организацию его взял на себя аббат Бернар Клервоский. Бернар пользовался большим авторитетом. 31 марта 1146 г. перед вновь воздвигну¬той церковью св. Магдалины в Везеле, в Бургундии, он в пламенных выражениях увещевал своих слушателей принять участие в крестовом походе: «Взгляните, братья, вот оно, желанное время, вот благословенные дни! Со¬дрогнутся и вострепещут страны, ибо Господь на небесах начал терять свою землю. Я повторяю: свою землю, ибо там Он учил слово Отца своего, там более тридцати лет Он странствовал меж людей. (...) И только наши грехи повинны в том, что недруги креста в той земле снова начали поднимать свою не¬честивую голову: острием своего меча они опустошают Землю обетованную. (...) О ты, храбрый рыцарь, о ты, воин¬ственный муж, перед тобой битва, не чреватая опасностью, ибо победа в ней приносит славу, а смерть - выигрыш. Но коль скоро ты искатель барыша, я обещаю тебе необъятный рынок, и пос¬пешай, дабы он не ускользнул от тебя». В дальнейших своих посланиях аббат при¬зывал к походу в Святую землю и обещал всем участникам отпущение грехов. Несметные толпы последовали его призы¬ву. Правда, то там, то здесь раздавались голоса, что вместо неверных на Востоке лучше бы изгнать нечестивых славян из Пруссии либо мусульман из Испании. Бернар и это одобрил, после чего папа посулил отпущение грехов и тем крестонос¬цам, которые выступят против славянских язычников.
Как протекал второй крестовый поход? Бернару не пришлось долго уговари¬вать. Вскоре целое войско выступило в поход. Германский король Конрад III и французский ко¬роль Людовик VII встали во главе этого войска. Весной 1147 г. крестоносцы вышли из Регенсбурга. Французы предпочли путь через Средиземное море. Германские же войска без особых происшествий прошли через Венгрию и вошли в визан¬тийские земли. Здесь, едва запасы про¬довольствия начали подходить к концу, они занялись грабежами. Византийский император Мануил I был так возмущен постыдным поведением крестоносцев, что даже отказался принять короля Кон¬рада. Немецкий и французский госуда¬ри, со своей стороны, отказались воз-дать византийскому императору те по¬чести, которых он требовал. Когда воинство креста проходило через Анатолию, оно подверглось под Дорилеем нападению сельджуков. Германс¬кое войско понесло большие потери. Королю Конраду удалось спастись и по-пасть в Святую землю лишь благодаря византийскому флоту. Французам тоже пришлось не лучше, чем немцам. В 1148 г. неподалеку от Лаодикеи они подверглись яростному натиску мусульман. Помощь византий¬ской армии оказалась совершенно не-достаточной - по-видимому, император Мануил в глубине души желал пораже¬ния крестоносцев. Между тем Конрад Ш, Людовик VII, пат¬риарх и король Иерусалима провел тайный совет об истинных целях кресто¬вого похода и приняли решение всеми наличными силами овладеть Дамаском, сулившим им богатую добычу, Но таким решением они лишь толкнули сирийского правителя в объятия сель¬джукского князя из Алеппо, который надвигался с большим войском и с ко¬торым отношения у Сирии до этого были враждебными, Вскоре стало ясно, что второй крестовый поход не достиг¬нет своей цели - вернуть утраченную Эдессу.
Что представляли собой духовно-рыцарские ордены? На протяжении XII столетия в Святой зем¬ле возникли три ры¬царских ордена: иоаннитов, тамплие¬ров и Тевтонский ор¬ден. Они поставили себе целью ухажи¬вать за больными и немощными паломни¬ками и крестоносцами, оказывать им ду¬ховную поддержку и защищать их в слу¬чае надобности силой оружия. Это были так называемые духовно-рыцарские орде¬ны, ибо члены их стремились сочетать ры¬царский образ жизни с монашеским. В 1119 г. Гуго де Пейнс, рыцарь из Шампани, объединился с восемью еди-номышленниками в религиозную общи¬ну. Они возложили на себя обет бед¬ности, безбрачия и послушания и поста¬вили себе задачу оказывать помощь и защиту паломникам на их пути из Яффы в Иерусалим. Они попросили отвести им дворец, воздвигнутый на месте, где, по преданию, находился храм Соломона. Потому членов ордена и назвали там¬плиерами, или храмовниками (temple по-французски «храм»). В состав орде¬на входили послушники, рыцари и капел¬ланы (священники). Послушники отвеча¬ли за лечение и уход за больными в гос¬питалях. Правда, госпиталь тех времен не очень походил на современную боль¬ницу - скорее это был постоялый двор, дававший приют странникам, в том чис¬ле занемогшим паломникам и кресто¬носцам. Тамплиеры носили белый плащ с красным крестом на спине. Формирование ордена было завершено к 1139 г. Подчинялись тамплиеры непосред-ственно римскому папе, что неизбежно вызывало трения, когда законы страны, в которой они жили, вступали в противоре¬чие с папскими предписаниями. Несколько ранее был основан орден иоаннитов, или госпитальеров. Он возник на основе госпиталя св. Иоанна Милости¬вого, дома для паломников, построенного купцами из итальянского города Амальфи задолго до первого крестового похода. Уже в 1113 г. папа признал иоаннитов как самостоятельное сообщество монахов. В Иерусалиме орден содержал большой госпиталь, способный принять до двух ты¬сяч паломников. Члены братства носили красные плащи с белым крестом, имев¬шим четыре раздвоенных луча. Сегодня эта форма креста известна под названием «мальтийский крест», поскольку иоанниты обосновались позднее на острове Мальта. Тевтонский (он же Немецкий) орден бе¬рет свое начало из госпиталя для не¬мецких крестоносцев - «Дома св. Ма¬рии» в Иерусалиме, основанного в се¬редине или в конце XII века. Орден по¬лучил от папы тот же устав, что и там¬плиеры. Одежда рыцарей этого ордена состояла из белого плаща с черным крестом. Кто такой Саладин? В середине XII века военная удача была очень переменчива. Победа сопутствовала то крестоносцам, то мусульманам. Лишь когда власть над гиптом перешла к Саладину, исламские прави¬тели начали целенаправленную борьбу против «франков» (так здесь называли всех проживающих на Ближнем Востоке европейцев). Саладин, а точнее Юсуф Салах-ад-дин, курд по происхождению, вырос в Баальбеке в семье военачальника. Его отец занимал высокую должность при дворе. В 1152 г. молодой Саладин поступил на службу к султану Нур-ад-дину, нанес¬шему крестоносцам немало чувстви¬тельных поражений. После смерти дяди, египетского визиря, Саладин занял его место и очень скоро показал всем, чего он стоит. Он сверг правящую династию Фатимидов и стал султаном Каира. Пос¬ле победы сельджуков над византийцами Саладин умело воспользовался смятением в стане своих врагов и выступил против го¬сударств крестоносцев: в 1170 г. он ото¬брал у франков город Газа, а также вы¬теснил их из порта Акаба. Саладин был мудрый тактик и политик. Он сознавал силу своих врагов, как со¬знавал и собственные слабости. Кресто¬носцы были сильны, когда держались вместе. Но поскольку между ними шли бесконечные схватки за власть, Саладин сумел привлечь на свою сторону неко¬торых баронов, а затем начал натравли-вать их друг на друга. Среди соотечественников Саладин поль¬зовался необычайной любовью. Его био¬граф Бахааддин восторженно описывает его правоверность и великодушие, его чувство справедливости и сострадание к бедным и слабым, его щедрость и храбрость. Более того, он даже оправ¬дывает слабости Саладина. «Соблюде¬ние поста плохо вязалось с его темпе¬раментом», - с пониманием пишет он. Саладин не мог с подобающей стро¬гостью выдерживать рамадан, месяц поста. Точно так же до самой своей смерти (в 1193 г.) он не выполнил и свой долг перед Аллахом: не совершил положенное мусульманину паломничес¬тво в Мекку. Саладина уважали даже франки. Минне¬зингер Вольфрам фон Эшенбах, знав¬ший Саладина лишь по рассказам, вос¬певал его как благородного человека, ни в чем не уступающего христианам. Во времена просвещения и религиозной терпимости, в конце XVIII века, немец¬кий писатель Готхольд Эфраим Лессинг своей драмой «Натан Мудрый» воздвиг бессмертный памятник этому мусуль¬манскому государственному деятелю и полководцу.
Почему Саладин начал войну? Однако Саладин мог быть коварным и жестоким. Мало-помалу он вверг го¬сударства кресто¬носцев в полную изоляцию, объеди¬нившись сначала с сельджуками, а потом с Византией. Ему было на руку, что крестоносцы не ладят между собой. Тогдашний король Иеру¬салима Балдуин IV был правителем сла¬бым и больным, он страдал лепрой, то есть проказой, весьма распространен¬ной на Востоке. Военная угроза все усиливалась, но сро¬ки перемирия между христианами и мусульманами еще не истекли. В 1184 -1885 гг. крестоносцы отправили в Евро¬пу посланцев, чтобы объяснить там всю серьезность положения. На Западе уже начали собирать деньги, но пока му¬сульмане не пустили в ход оружие, здесь не прозвучало и призывов к ново¬му крестовому походу. Весной 1187 г., еще до истечения срока перемирия, один из франкских баронов Рено Шатильонский вероломно напал на мусульманский караван, перевозивший товары из Дамаска в Египет. Он и пре¬жде грабил мусульманских паломников, идущих в Мекку, и разорял портовые города на Красном море. И поскольку Рено не пожелал возместить ущерба, Саладин объявил войну. 3 июля 1187 г. у селения Хиттин, западнее Генисаретского озера, разгорелось жес¬токое сражение. Мусульманское войско Саладина численно превосходило силы христиан. Крестоносцы потерпели сокру¬шительное поражение. Бесчисленное мно¬жество их полегло в бою, а оставшиеся в живых были взяты в плен, в том числе и Рено. Еще перед сражением Саладин по¬клялся собственноручно огрубить голову этому нарушителю перемирия. Так, по всей видимости, и произошло. Это поражение имело роковые послед-ствия для государств крестоносцев. У них больше не было боеспособного войска. Саладин мог теперь беспрепят¬ственно действовать в Палестине. По захватил 52 города и крепости. 10 июля 1187 г. им был взят важный порт Аккон. 4 сентября пал Аскапон, две недели спустя началась осада Иерусалима, ко¬торый сдался в начале октября. Мусуль¬манские воины снова овладели своей святыней - мечетью аль-Акса. Тогда же навсегда исчезла и драгоценная релик¬вия христианства - Святой крест, на ко¬тором некогда умер Иисус. Триумф Саладина был безграничен. Даже такие неприступные крепости, как 32 Крак и Крак-де-Монреаль, не выдержа¬ли натиска мусульман. В Краке францу¬зы под конец даже выменяли своих жен и детей на съестные припасы, но и это им не помогло. В руках христиан оста¬лось всего несколько мощных крепос¬тей на севере: Крак-де-Шевалье, Ша-тель Блан и Маргат.
мужик пpиходит домой совеpшенно пьяным. жена его и спpашивает: - где это ты так нализался? - да... ты понимаешь... собpажали мы тут на тpоих... - это с одной бутылки водки так нализаться?! - так двое не пpишли...