С XIII по XV в. Европа была полна бродяг. Среди них попадались дети, молодежь, беднота, священни¬ки, преступники, бездомные нищие и просто пилигримы. Они собира¬лись в огромные толпы, двигавшиеся поклониться Иерусалиму и другим христианским святыням. Такие крес¬товые походы бедноты начались в 1212 г., когда в путь устремилось сра¬зу два людских потока — из малень¬кой французской деревушки на Луа¬ре и из Рейнской земли в Германии.
До этого момента идеал активной защиты христианской веры во¬площали рыцари, отправляв¬шиеся в крестовые походы освобождать Святую землю от мусульман. Однако эти «в кампании окончились неудачей, а простой народ тоже хотел бороться против неверных. Только в отличие от знати он считал, что истинный крестовый поход должен быть мирным. Врага побеждает вера в Господа, поэтому к Святой земле надо идти без оружия.
Многие феодалы с подозрени¬ем смотрели, как их подданные расстаются со своим имуществом и отправляются в дальние края с чисто религиозными целями.
Харизматический пастух В июне 1212 г. 12-летний подпа¬сок по имени Стефан из фран¬цузской деревни Клуа-сюр-ле-Луар встретил бедного пилигри¬ма, попросившего у него хлеба. Стефан понял, что это сам Хрис¬тос, и ощутил порыв к религиоз¬ному подвигу: он решил возглавить крестовый поход. Идея носилась в воздухе: духовенство постоянно призывало людей на борьбу с языч¬никами. Многих еще вдохновлял пример Петра Пустынника, или Пе¬тра Амьенского, странствующего монаха, проповеди которого убе¬дили в 1096 г. тысячи крестьян последовать за ним в Палестину.
Подросток отправился в аб¬батство Сен-Дени около Парижа, где предстал перед Филиппом II Ав¬густом (1165—1223). Короля план пастушка не вдохновил, зато простой народ отреагировал на его красноречивые призывы] с восторгом. В Париж стекались толпы бедняков, в основном детей, рвавшихся идти за Стефаном. Король разогнал их, пригрозив применить силу.
Стефан начал бродить по окрестностям, призывая сограждан собираться в Ван-доме под Парижем, Решив воспользоваться моментом, чиновники стали набирать молодежь на войну против альбигойцев (катаров) — еретической христианской секты, последователи которой сосредоточились на юге Франции. Тем временем Стефан повел около 6000 детей га долгий путь к Марселю, где двое купцов посадили юных крестоносцев на семь кораблей. Два из них утонули, не доплыв до Сардинии. Пассажиры остальных, вероятно, окончили свой путь в Северной Африке — проданные в рабство судовлавладельцами.
К Святой земле Через несколько месяцев после похода Стефана 18-летний Николас из Трира в Рейнской земле объявил, что ему явился ангел, приказавший вести верующих в Иерусалим. В Кёльне молодой человек нашел мною единомышленников, желавших мирным путем освободить от мусуль-ман Гроб Господень, в котором ле¬жало тело Христа после распятия. В начале июля огромная толпа двинулась через Эльзас к Альпам.
Слабые умирали по дороге, но остальных это не пу¬гало. Они твердо верили Николасу, ут¬верждавшему, что во¬ды Средиземного моря расступятся и пропус¬тят их к Святой земле. Придя 25 августа в итальянский порт Геную, они не обнаружили ни обещанного чуда, ни свободных кораблей до Палестины. Некоторые вернулись домой, другим удалось отплыть из Пизы. Ни о ком в них вестей больше не было. Еще одна группа детей явилась в порт Бриндизи на юге Италии и по¬требовала отвезти их за море. Мест¬ный епископ запретил это делать, но мальчики и девочки дошли до Рима, чтобы просить Папу Иннокентия III (1160/61—1216) отправить их в кре¬стовый поход. Вряд ли Папа обратил внимание на детскую затею, не гово¬ря рк о ее поддержке. Тем не менее в искренности юного порыва не при¬ходится сомневаться.
Пастушки Когда французский король Людо¬вик IX (1214—1270) был взят в плен мусульманами во время крестового похода в Египет (1250), простые французы решили осво¬бодить его без помощи рыцарей и духовенства. «Богу не угодна их гордыня», — заявляли они, и в память о сельской бедноте, отпра¬вившейся в первый крестовый поход за Петром Амьенским, называли себя Пастушками.
Их предводителем стал бывший монах-цистерцианец по прозвищу Магистр Венгерский. Он обосновы¬вал свою роль, предъявляя «письмо с небес», якобы полученное от Богоматери. Магистр Венгерский одевался в королевскую мантию или в епископ¬скую сутану; часто появлялся с пап¬ской митрой на голове. Скоро к дви¬жению присоединилось до 100 000 человек. Однако Пастушки забыли о своей первоначальной цели и стали нападать на знатных господ, духовен¬ство и инородцев.
Волнения были подавлены вой¬сками королевы-матери Бланки, пра¬вившей Францией в отсутствие сына Людовика. Они разгромили Пас¬тушков в битве у Вильнев-сюр-Ше-ра. Магистр Венгерский пал в бою, всех пленных повесили. Пастушки вновь появились в 1320 г. около городов Тулуза и Каркасон на юго-западе Франции. Их второе выступление тоже было подав¬лено.
Дорога на Кон-Сен-Мишель В 1333 г. монах-бенедикти-нец из аббатства на остро¬ве Мон-Сен-Мишель у бе- регов Нормандии сооб- щил об «удивительней- шей вещи»: «Огромное множество детей, на-зывающих себя пасту- шатами, пришло к обители из дальних мест поодиночке и группами. Многие говорят, что слышали небесные голоса, звав¬шие: «Идите в Мон-Сен-Мишель». Они не колеблясь тронулись в путь, даже не простившись с родными». Святой остров с самыми почитае¬мыми мощами св. Михаила к северу от Альп притягивал массы пилигри¬мов-подростков после 1450 г. Архан¬гел Михаил всегда очень почитался, но почему столько молодежи устре¬милось поклониться ему именно в этот период? Более того, юные пили¬гримы шли к аббатству со всех кон¬цов Европы. Согласно летописям того време¬ни, эти паломничества охватили «Французское королевство, а также другие королевства и страны». Если верить источнику 1421 г., все проис¬ходило согласно сложившимся обычаям. «Кухонным мальчикам, — пи¬шет этот автор, — давали деньги, что¬бы во время поста они шли в Мон-Сен-Мишель». Городские хро¬ники сообщают о большом притоке пилигримов со всей Германии с 1455 по 1457 г. Другие запи¬си говорят о толпах народа, приходив¬ших из Льежа, Ло¬тарингии, Эльзаса и Швейцарии.
Целеустремлен¬ная молодежь Юных пилигримов не останавливали ни зной, ни морозы. Например, во втор¬ник на Масленую неделю (последнюю перед Великим по¬стом) одна группа вышла из город¬ка Висенбург, ко¬гда «все было покры¬то снегом и стоял страшный холод». В швейцарском город¬ке Биль, когда мно¬жество детей собра¬лось в путь, их ре¬шили сопровождать всего восемь взрослых. В 1441 г. жители Миллау заявили, что их дети «ушли самовольно», т.е. не дав знать родителям и, возможно, без их согласия!
Нам кажется странным такое не¬вмешательство взрослых в поведение несовершеннолетних. Однако в ту эпоху стремление любого верующего к религиозному подвигу, включая па¬ломничество, воспринималось окру¬жающими серьезно. Кроме того, лю¬ди считали, что Бог особенно благос¬клонно отнесется к молитвам невин¬ных детей. Вполне вероятно, энтузи¬азм подростков явно или тайно одоб¬рялся их родителями. И наконец, не будем забывать, что паломничество в дальние страны тогда было обычным явлением. С древнейших времен христиане отправлялись помолиться и покаяться в святые места, и веру в особую благодать пилигримов разде¬ляли как дети, так и взрослые.
Вскоре после 1450 г. поток юных паломников в Мон-Сен-Мишель по¬степенно иссякает так же необъяс¬нимо, как и появился. Это массовое движение осталось просто еще од¬ним странным эпизодом средневеко¬вой истории.
Веские причины Хотя некоторые личные мотивы мо¬гут вызывать сомнения, сказать, что причины паломничества и крестовых походов детей и бедноты остаются необъяснимой загадкой, было бы не¬верно. Специалисты по средневеко¬вой истории предлагают убедитель¬ные объяснения. Во-первых, на народ ВЛИЯЛО религиозное рвение их правителей, отвоевавших у мусульман Святую землю. Многие странствующие проповедники призывали простых людей присоединиться к борьбе за веру. Играл» свою роль и социальные факторы. Убогая жизнь и неуверенность в завтрашнем дне наверняка подталкива-1 ли бедноту к перемене мест. Многим присоединение к группе крестоносцев или пилигримов давало желанное! ощущение цели и даже личной безопасности. И наконец, людей влекла свобода; подростки часто пользуются любым предлогом, чтобы избавиться от власти родителей.
Пьяная доярка пришла на роботу, подходит к корове, а та её спрашивает: - Что, опять напилась? - МУУУ! (это доярка) - Hу ладно - давай берись за сиськи, а я попрыгаю.