В 1095 г. объявлением первого крестового похода Европа начала 200-летнюю борьбу за освобождение Святой земли — Палестины — от мусульман. Долгие войны породили так называемые духовно-рыцарские ордена члены которых сочетали в себе религиозное рвение с воинской доблестью. Воины-монахи каялись защищать Святую землю от неверных. Важнейшими организациями этого типа были ордена госпитальеров (иоаннитов), тамплиеров (храмовников) и Тевтонский орден, основанные соответственно в 1120,1119 и 1190 гг. В 1291 г. армия мамлюков исламских правителей Египта — из гнала крестоносцев из Палестины, взяв город Акру, который был их столицей в течение 100 лет. Ос¬татки христиан отправились по домам, а тамплиеры осели на Кипре. В чем вина рыцарей? Потеря Святой земли была тяжелым ударом для Запада, и обвинять в ней стали, естественно, крестоносцев. Им инкриминировали излишнюю тер¬пимость к неверным, а рыцарским орденам, особенно тамплиерам, прямое предательство, поскольку они от¬ступили без боя. Кроме того, огром¬нее богатства храмовников вызывали зависть и раздражение прежде всего во Франции, где им принадле¬жало много земель. Осуждали рыца¬рей и за внутренние распри. В 1274 г. Лионский Собор предложил им объ¬единиться с госпитальерами, однако против этого выступили и знать, и духовенство. В 1306 г. гроссмейстер ордена тамплиеров Жак де Моле отправился на встречу с Папой Климентом V в Пуату, Франция. Результаты их свида¬ния вымостили путь к трагедии.
Папа уведомил де Моле о непри¬ятных слухах, циркулирующих во¬круг ордена. При дворе французского короля Филиппа IV, прозванного Красивым (1268—1314), его главный советник Гийом де Ногаре (около 1260/70—1313) собирал на рыцарей компрометирующий материал. В до¬сье упоминались ересь, безнравствен¬ность и применение запрещенной магии. Сам Климент V обвинениям не верил, орден подчинялся только ему, но де Моле потребовал расследо¬вания, и Папа его назначил.
24 августа 1307 г. он сообщил ко¬ролю о своем намерении, и Филипп Красивый не стал медлить. По его приказу 13 октября все тамплиеры королевства были арестованы, а иму¬щество ордена конфисковано. Не слишком ли поспешное решение? Монарх заявил, что хочет спасти христианскую веру от ереси храмов¬ников, но действовал, конечно же, не только из религиозных побуждений. Филипп Красивый был расчетливым правителем сильного государства. За несколько лет до этого он выиграл тя¬желую схватку с Папой Бонифаци¬ем VIII (1235—1303), стремившимся освободить духовенство от уплаты налогов. Из этого столкновения меж¬ду светской и религиозной властью Франция вышла окрепшей.
Король против Папы Одновременно Филиппу нужны бы¬ли деньги на продолжение долгих и дорогих войн во Фландрии и Аквита¬нии. Он также поговаривал о новом крестовом походе. Впрочем, послед¬ний служил лишь поводом /^,АЯ увели¬чения налогов и давления на духовенство. Нанося удар тамплиерам, Фи¬липп прибирал к рукам их земли и богатства, параллельно подрывая престиж и влияние Папы.
Очевидно, что эта кампания нача¬лась не из-за ереси и магии. Филипп целил в болезненного Климента V. Не : смея противиться воле короля, тот, однако, тоже не собирался сидеть сложа ; руки. Узнав об аресте тамплиеров, Па- [ па 22 ноября 1307 г. обнародовал свой указ (буллу), согласно которому все члены ордена — во Франции и за ее пре¬делами — заключают¬ся в тюрьму, а их иму¬щество передается церкви. Большинство европейских монар¬хов подчинилось, но на исполнение воли святого отца ушло де¬вять месяцев.
Второй буллой Папа Климент V ве¬лел назначить в каж¬дом диоцезе комис¬сии по индивидуаль¬ному расследованию дел тамплиеров. Не¬виновные или при¬знавшие вину и при¬мирившиеся с церко¬вью получают пен¬сию и могут жить в монастыре по своему выбору. Упорствующие в грехах или вернувшиеся к не¬праведной жизни «должны быть на¬казаны строжайшим образом». Папа I оставил за собой право лично судить I видных храмовников, признавшихся в ереси.
Кроме того, он назначил своих! эмиссаров для проверки положения дел в каждой стране. Во французском городе Вьене церковный собор ре¬шал вопрос о судьбе ордена. Тем временем Филипп Красивый при поддержке Великого инквизитора - Вильгельма Парижского занял своих людей работой. Допросы тамплиеров начались сразу же после их ареста и велись с небывалой жестокостью. Только во французской столице 134 из 137 рыцарей под пыткой признали себя виновными. Среди прочего они брали на себя отречение от Христа, оплевывание распятия, идолопоклонство и мужеложство. Процесс века Протоколы большинства проведен¬ных в октябре 1307 г. допросов со¬хранились, и по ним можно судить о ходе процесса. Как правило, фиксировалось только признание обвиняемого — почти обязательное, после него расследование прекращалось. Почти все признавшие вину были подданными Франции или ее ближайших союзников, например графства Прованского и королевства Наварры. Очевидно, их сломили пытки, и они говорили все, что хотели услышать мучители.
Когда в ноябре 1309 г. в Париже собралась папская комиссия, Филипп Красивый считал себя победителем. В порыве великодушия он разрешил всем арестованным рыцарям выступить перед ней. Но король просчитался: вопреки его ожиданиям, на комиссию явилось 600 тамплиеров, заявивших о невиновности своего ордена. Процесс, казалось бы, зашел в тупик.
Однако комиссия дио¬цеза была лояльнее королю, чем Папе, и Филипп ис¬пользовал эту возможность для реванша. Пятьдесят че¬тыре тамплиера, двумя го¬дами раньше признавшие вину ордена, а теперь отка-завшиеся от показаний, бы¬ли осуждены как еретики и сожжены заживо. Ни один из них пе¬ред смертью не покаялся, но сопро¬тивление остальных было сломлено. Филипп вздохнул с облегчением, а папская комиссия сочла его расправу с орденом правильной. За пределами Франции в тюрьму сели лишь немно¬гие тамплиеры; независимые суды обычно их оправдывали. Видимо, другим правителям было далеко АО жадности и жестокости Филиппа. В дело вступает Папа В конце 1311 г. Вьенский Собор дол¬жен был принять окончательное решение о судьбе тамплиеров. Однако Филипп заставил Папу, не дожидаясь этого, выпустить буллу Vох iп ехсеlso («Глас высший»), распускающую ор¬ден без оглашения его вины. Имуще¬ство храмовников, за исключением находящегося на Пиренейском полу¬острове, передавалось госпитальерам. По мнению историков, некоторые из осужденных, возможно, и были ви¬новны в приписываемых им грехах. Однако многие члены ордена навер¬няка в ересь не впадали. Годы, прове¬денные в сражениях с неверными, до¬казывали их непоколебимую привер¬женность христианской вере.
Конец гроссмейстера Гроссмейстер ордена тамплиеров сначала признал вину, но потом от¬казался от нее перед двумя посланцами Папы. Он вручал свою судьбу в его руки. Но Филипп Красивый не позволил де Моле уехать на суд к Клименту.
Только в конце 1313 г. Папа по¬ручил от своего имени рассмотреть дело гроссмейстера комиссии из трех кардиналов. Она вынесла при¬говор: пожизненное заключение. После этого в зале суда де Моле вы¬ступил с речью в защиту ордена. Фи¬липп Красивый был взбешен и, не считаясь с мнением Папы, велел казнить рыцаря. Его сожгли на ко¬стре 18 марта 1314 г.
Встpечаются два мужика, одни дpугому жалуется: - Я когда домой-то выпивши пpихожу, жена меня из дому выгоняет, пpиходится на улице тусоваться... :((( - Хммм. А я вот когда выпивши пpихожу - снимаю с себя всю одежду, звоню в двеpь, жена откpывает, а я одежку-то в кваpтиpу бpосаю, а потом и сам захожу, жена-то голого мужа не выгонит ;) - Здоpово! Я наеpно то-ж так-же как-ниуть попpобую... Вот вечеpом стучится он в двеpь, двеpка-то откpвыается, бpосает мужик одежду и гооpит: -Эй жена ну а тееpь пустишь? Тут неожиданно двеpка-то закpывается, и милый женский голос сообщает: -Следующая станция метpо Мушкинское!