В 1890-е годы историки подметили, что наступление 1000 г. связывалось в Европе с концом света, причем ЭТО мнение поддерживалось церковью, очевидно, поощрявшей христиан искупить грехи путем передачи имущества храмам. Многие, кстати, так к и сделали, существенно укрепив материальную базу духовенства. Как следовало ожидать, такой вывод ученых вызвал сенсацию в обществе и резкое опровержение со стороны Ватикана.
Всеобщее беспокойство Точно установлено, что тревога европейцев по поводу страшного Суда к концу I тысячелетия нарастала. Естественно взоры обраща¬ть к Библии. Там дано детальное описание бедствий, сопровождающих конец света. Он наступит по воле Господа, после чего с небес опустится Новый Иерусалим. Правда, Священное Писание не называло точной даты, по мнению ряда теологов, она должна была совпасть с миллениумом. Еще около 975 г. один парижский богослов объявил: «Антихрист явится в конце 1000 г., а вскоре после этого свершится Страшный Суд».
Многие верили — отчасти из-за че¬реды стихийных бедствий, разразив-шихся в конце X в. и внушавших страх перед будущим. В 987 г. Центральная и Западная Европа пострадала от про¬ливных дождей, а вскоре после этого от сильных бурь. Особенно досталось Франции: в 997 г. множество жизней унесла какая-то неведомая эпидемия, а в Бургундии жесточайший голод, свирепствовавший несколько лет подряд, привел к случаям людоедства.
Видя эти признаки неминуемого хаоса, нетрудно было поверить в ско¬рый конец человеческого рода. Даже после роковой даты комета 1014 г. и солнечное затмение 1033 г. были вос¬приняты как предвестники гряду¬щих ужасов.
Откровение Иоанна Богослова Все эти события тщательно фиксиро¬вались монахами-летописцами. Раз-личные несчастья и странные небес¬ные явления казались им подтвер-ждением апокалипсических проро¬честв Библии. Рауль Глабер из аббат¬ства Клюни во Франции писал около 1050 г.: «После всех знаков и чудес, явленных до и после 1000 года от Ро¬ждества Христова, не было недостат-ка в толкователях, предсказывающих не менее важные события на тысяче-летнюю годовщину Страстей Господ¬них. И действительно, нет сомнения, что такие знаки демонстрировали ис¬полнение пророчества Иоанна, гово-рящего об освобождении Сатаны спустя тысячу лет». Монах имеет в виду Откровение Иоанна Богослова, последнюю книгу Нового Завета. Начиная с VIII в. ее яркие описания рая, ада и конца све¬та обстоятельно комментировались теологами. Однако богословы интерпретировали библейский текст по-разному. Рауль Глабер, например, не верил в близкий конец света, заявляя: «Я решительнейшим образом возра¬жаю против такого толкования, опи¬раясь на то же Евангелие, Апокалип¬сис и Книгу Пророка Даниила». Од¬нако ученые дебаты вокруг смысла Откровения сопровождались замет¬ным оживлением практической дея¬тельности, направленной на очище¬ние душ верующих, в том числе на-ложением епитимий, отлучениями от церкви и сожжениями еретиков.
В первые века христианства был широко распространен так называе¬мый хилиазм, т.е. учение о тысячелет¬нем царствовании на земле Христа вместе с ожившими праведниками. Потом на короткое время появится Антихрист, и наступит конец света.
Страшный Суд Эта вера была основана на некото¬рых текстах Нового Завета, особен¬но Откровения: «Когда же окончится тысяча, лет, Сатана будет осво¬божден из темницы своей и выйдет обольщать народы». Потом разверз¬нутся небеса, и Христос свершит Страшный Суд над живыми и мерт¬выми, которые восстанут из могил. В конце концов для избранных уста¬новится новое Царство Божие на земле. Евангелие цитирует Иисуса: «Небо и земля прейдут, но сло¬ва Мои не прейдут» (от Марка, гл. 13:31).
Тема конца света в сочетании с надеждой на установление лучшего миропорядка уходит корнями в иу¬дейские предания о будущем царстве мессии. Самое полное ветхозаветное описание Апокалипсиса содержится в Книге Пророка Даниила (гл. 7—12). Там символически предсказывается установление по воле Иеговы Царства Божия, в котором станет пра¬вить явившийся миру Сын Божий — мессия. Сценарии Апокалипсиса описы¬вают и более ранние части Ветхого Завета — Книги Пророка Исайи (гл. 24—27), Пророка Иоиля (гл. 3) и Пророка Захарии (гл. 12—14). Они предрекают упадок Иерусалима и вмешательство Иеговы, который доведет битву со злом победного конца. Но ни в одном случае не при¬водятся даты.
Апокалипсис Иоанна Богослова написан в один из самых трагических периодов истории еврейского наро¬да— его неудачной борьбы с Римом, приведшей к кровавому восстанию 66 г. и к разрушению Иерусалимско¬го храма в 70 г. Эта литература на¬дежды, родившаяся в эпоху кризиса, давала силы ждать «конца времен», когда Господь сокрушит силы зла.
Критики хилиазма Даже в первые столетия христианства апокалипсические тексты толковались по-разному. Папий, епископ Иераполя во Фригии (Малая Азия), заявлял во II в.: «После воскрешения мертвых на 1000 лет установится Царство Божие на земле». Святой Иренарий, епископ г. Лиона во Франции, примерно в 180 г. верил в воскрешение праведников после пришествия Антихриста. Тогда же появились ереси утверждавшие, что за концом света последует 1000 лет плотских удовольствий. В начале V в. хилиазм получил i сокрушительный удар от одного из отцов церкви — Блаженного Августина (354—430), епископа города Гиппон в Северной Африке. В сво¬ем труде «О граде Божием» он ут¬верждал, что тысячелетний срок — аллегория. По его мнению, пресло¬вутую тысячу надо понимать просто как «очень много». Речь идет о нео¬пределенно долгом периоде между первым и вторым пришествием Хрис¬та — эпохе временного поражения Сатаны, начинающейся с крещения каждого верующего. В смысле точных дат Блаженный Августин ссылается на Евангелие от Марка (гл. 13:32): «О дне же том или часе никто не знает, ни Ангелы небесные, ни Сын, но только Отец». Наконец, в 431 г. Эфесский Со¬бор официально отверг буквальное толкование миллениума.
Средневековое движение протеста Хилиазм, связывая земное зло с при¬ближением конца света, подготовил почву для множества движений, вы¬ступающих против общественных и церковных порядков, которые игра¬ют на руку Антихристу. Весьма вли-ятельным оказался иоахимизм — доктрина итальянского монаха Ио¬ахима Флорского (1130—1202). Его интерпретация всемирной истории находила в средние века массу сто¬ронников. Основываясь на. Библии, он предсказал, что в 1260 г. старый мир усту2шт место новому, счастли¬вому. Его идеи частично переняли и другие школы, например францис¬канцы-спиритуалисты, стремивши¬еся следовать заповедям бедности св. Франциска. Это привело их к оп¬позиции официальной католичес¬кой церкви.
В 1420 г. попытка создать Новый Иерусалим в противовес коррумпи-рованному Риму увенчалась появле¬нием города Табор в Чехии. Его ос-новали табориты — радикальное крыло гуситов, последователей чеш¬ского реформатора церкви Яна Гуса (1370-1415).
В эпоху Реформации еще одна радикальная группа, анабаптисты, откололась от едва возникшего лю¬теранства, чтобы строить Новый Иерусалим без правителей и соци¬ального неравенства. Это, утвержда¬ли они, и есть Царство Божие. Под предводительством портного Иоан¬на Лейденского они захватили не¬мецкий город Мюнстер, создав там в 1534 г. коммуну, которая пала по¬сле 14-месячной осады. Эти движения жестоко подавля¬лись как ереси, но имели твердую основу — глубокий страх людей перед будущим, которому достаточ¬но было небольшого толчка, типа миллениума, чтобы вырваться на¬ружу.
Нетрезвый мужчина приходит домой с любовницей. Дверь открывает жена. - Тс-с-с! - говорит он ей заговорщическим шепотом, - скажи , что ты моя сестра!...