Мы не знаем, как ее звали, существовала ли она вообще. Однако царица Савская фигурирует во множестве легенд Ближнего Востока и Африки. В современной западной культуре она олицетворяет тайны и соблазны загадочного Востока. Царица Савская упоминается в Библии, но без имени. В Коране, а также во множестве персидских и арабских сказок ее называют Билкис. В Эфиопии она известна под именем Македа - Царица Юга - и занима¬ет такое важное место в литературе и традициях, что ее потомками счита¬ли себя эфиопские императоры и продолжают считать местные иудаи-сты - фалаша. Древнейшим упоминанием о ца¬рице Савской считается третья Книга Царств («Первая царей» у евреев) Ветхого Завета. узнав о великих деяниях и мудрости царя Соломона (примерно 965-926 гг. до н.э.), цари¬ца Савская прибывает в Иерусалим, чтобы проверить это, и загадывает Соломону загадки. Какие именно, Библия не говорит; упоминается лишь о том, что царь все их разгадал. Фольклор-ные версии вопросов су-ществуют: они касаются способов нахождения различий между пред-метами и некоторых сторон физиологии чело-века. Царица, например, показала Соломону две одинаковые с виду розы и попросила определить, какая из них искусст-венная. Мудрец призвал на помощь пчел. Другой вопрос звучал примерно так: семь выходят, девять ждут, двое смешивают питье, один пьет. Царь сообразил, что это соответственно менструация (неделя), беременность (9 месяцев), материнские груди и сосущий их младенец.
Настоящая царица Сейчас почти точно известно, что ее владения находились в юго-западном углу Аравийского полуострова, где сейчас Йемен. Царица преодолела 2000 км по пустыням до Иерусалима не из чистого любопытства. Причины были более важными. у силившийся контроль еврейских царей за ближневосточными торговыми путям снижал доходы от экспорта мирры и ладана. Библия отмечает, что исторический «саммит» привел к заключению взаимовыгодного соглашения.Царица подарила Соломону «120 талантов золота, великое множество благовоний и драгоценные камни», а он выполнил все ее пожелания. И она вернулacь домой.
Потомки царицы Если ветхий Завет сообщает лишь о взаимном уважении двух царственных особ, священная книга эфиопов «Слава Царей», написанная в XIV столетии, го-ворит о любви между Соломоном и царицей Савской, которую звали Македа. От их союза родился сын Менелик ставший первым эфиопским царём. Это древнее родство с Домом Давидовым позволило императорам Эфиопии со средних веков до падения монархии в 1974 г. использовать в качестве национальных символов Иудейского льва и шестиконечную звез¬ду, напоминающую о звезде Давида. Но потомками Соломона и царице Савской считали себя не только правители Эфиопии. Местные иудаисты, фалаша, называют себя Домом Израилевым и ведут свой род от еврейских чиновников и священников, которым царь Соломон велел следовать в Африку вместе со своим сыном Менеликом. Истинное происхождение фалаша не вполне ясно. Вероятно, это потомки еврейских купцов, прибыв¬ших В Эфиопию через Аравийский полуост-ров до того, как при-мерно в 600 г. до н.э. их соотечественники бы¬ли угнаны в вавилонский плен. Это может объяснить, почему религиозные традиции фалаша несколько отличаются от ортодоксального иудаизма. На¬пример, они не при знают Талмуд и другие, более новые священные книги, и их версия Библии написана на их собственном священном языке гис, а не на иврите. По этой причине иудаизм фалаша вызывал споры, пока Высший раввинат сефардов в 1972 г. не признал их правоверными евреями. Мир узнал о них только во время страшного сахельского голода в 1985 Г., когда Израиль по воздуху переправил на «историческую родину» 20 000 своих единоверцев из лагерей беженцев в Эфиопии и Судане.
От царицы до колдуньи Если в Африке царицу Савскую все¬гда чтили, то в других культурах и ре¬лигиях отношение к ней было совсем иное. Особенно преуспели в этом еврейские легенды. Благородную Царицу Ветхого Завета, равную великому правителю Израиля, они превратили в соблазнительницу и попросту ведьму. Рассказывают, например, что у нее были волосатые ноги, а это считалось тогда признаком нечистой силы. Соломон якобы, чтобы разоблачить ее, приказал настелить в своем дворце хрус¬тальный пол, а она, решив, что это вода, приподняла юбки, так что царь смог увидеть ее ноги. В Иерусалим она будто бы прибыла не по доб¬рой воле, а по приказу царя. И вела развратную жизнь, умудрилась со¬блазнить даже Соломона. Почему же репутация царицы Савской так резко менялась? Воз¬можно, это отражало переход от матриархата к патриархату - женщины утрачивали свои права и влияние. Во времена Соломона царицы на Ближнем Востоке были обычным явлением, но в послебиблейские времена женщину на троне было уже трудно представить. Память о могучей правительнице задевала мужское самолюбие, а потому ее об¬раз и постарались смешать с грязью.
|